Аббасиды

Аббасиды (с 133/750 по 657/1258 г.) — вторая династия мусульманских халифов, правившая после династии Омейядов; потомки дяди пророка Мухаммеда — Аббаса, по имени которого получила название эта ветвь рода хашимитов.

История

Недовольство установившимся при Омейядах политическим режимом, выразителями которого стала мекканская аристократия, обрело зримую форму в Хорасане, Персия. В 747 г. военачальнику по имени Абу Муслим, являвшемуся потомком Аббаса, удалось сплотить вокруг себя арабскую оппозицию, а также привлечь на свою сторону иранцев. В 750 г. восстание под его руководством охватило территорию все еще только зарождающейся мусульманской империи и завершилось свержением династии Омейядов.

Династии Аббасидов пришлось столкнуться с серьезными трудностями, пример тому — восстание чернокожих рабов на юге Ирака (869-883). С начала 10 столетия от халифата начинают отпадать отдельные области: в Персии образовался самостоятельный халифат иранских шиитов под руководством династии Буидов, в Египте — под управлением Фатимидов, в Испании — Омейядов.
В 945 г. Багдад был завоеван Буидами, которые фактически стали контролировать все принимаемые халифом решения. Столетие спустя в 1055 г. их владычеству пришел конец, столица была захвачена турками-сельджуками, которые в ней и обосновались. В 1258 г. Багдад завоевали монголы, уничтожившие представителей династии Аббасидов и их последнего халифа ал-Мустасима. Чудом уцелевший последний правитель из династии Аббасидов ал-Мустансир обосновался в Каире (около 1260 г.) с позволения султана мамлюков Байбара, где за ним сохранялись исключительно религиозные и представительские функции.

Значение

Аббасиды расширили владения халифата и перенесли его столицу из города Дамаска (Сирия) сначала в город Анбар, а затем в Багдад (Ирак). В период правления аббасиды в Багдаде мусульманская культура достигла наивысшего расцвета и могущества.
Благодаря Аббасидам новая столица халифата — Багдад — превратилась в международный центр искусств и наук, где ведущие позиции принадлежали иранцам. Правление Аббасидов отмечено удивительным по своему размаху развитием естественных и гуманитарных наук. Арабский язык превратился в язык международного и культурного общения, он стал родным практически для всех писателей, мыслителей и философов, проживающих на территории халифата. С 8 в. на арабский язык начали активно переводиться греческие сочинения, что послужило стимулом к рождению мусульманской философии.

Эпоха Аббасидов стала периодом расцвета мусульманской государственности, возрождения и расцвета национальных культур. В это время арабы утратили монополию на власть и свои привилегии, мусульмане разного этнического происхождения были уравнены в правах и получили возможность занимать высокие государственные посты. Багдадский халифат оставил глубокий след в истории, явившись символом мусульманской общности.

В правление Аббасидов, и часто как прямой результат их покровительства, были написаны самые ранние основы исламского закона (шариата), комментарий к Корану (тафсир) и история (тарик). Расцвет династии приходится на правление Харуна ар-Рашида (169/786-193/809) и ал-Ма’муна (197/813-218/833), когда Багдад прославился как культурный и политический центр исламского мира.

Однако, начиная с 10 века, потомки Аббаса постепенно утрачивают политическую власть, а в 1258 году Багдадский халифат был захвачен монголами.
К упадку империю Аббасидов привели застой и коррупция.