Азербайджанская община в Москве

Азербайджанская община в Москве и Подмосковье — Азербайджанцы появились в Москве приблизительно в 15 веке. Свидетельством этого является посольства из Ширвана и активные торговые и экономические связи московских купцов с азербайджанскими средневековыми государствами. Это описано в труде «Хождении за три моря», автор которого Афанасий Никитин. Есть версия, что память об этой эпохе отражена в топониме Дербентское (Москва, станция «Тургеневская»).

С начала 16 века Ширван входит в состав Сефевидского государства. В 16–19 веках было распространенным явлением нахождение в Москве персидских подданных, но так как невозможно было точно определить их этническую принадлежность персы и азербайджанцы, (являясь различными народами), описывались в одной статье «Шииты в Москве в 16–19 веков».

В конце 19 – начале 20 веков азербайджанцы составляют небольшую, но заметную часть Московской мусульманской общины. Это было обусловлено их финансовым благосостоянием. В основном они преуспевали в отраслях нефтедобычи и нефтепереработки. Создавали фирмы по продаже керосина и мазута. Самыми видными были купцы первой гильдии Оглы-Наджаф Исмаил из Шемахи, Измаил Зейналович Тагиев («Тагиев и сыновья»), Ага Шамси Асадуллаев (Торговый дом Асадуллаева) и многие другие.

Не смотря на тесные связи азербайджанцев с персами, на рубеже времен произошло их сближение с татарами. Это было обусловлено новыми социально-экономическими условиями. Именно крымские, поволжские и «кавказские татары» (так назвали азербайджанцев в дореволюционной России), ввели идеи джадидизма в мусульманскую среду.

Из видных людей можно выделить следующих: А. Ш. Асадуллаев – на свои средства особняк в четыре этажа на территории бывшей Татарской слободы. Там разместили светскую школу для детей мусульман столицы (этим поступком он вошел в историю Москвы); это здание и сейчас называется – Дом Асадуллаева. Али-Асгар Мусагитов (по имени было решено, что он являлся азербайджанцем, он был муэдзином и помощником имама Исторической мечети в 1873 году).

Ощутимый вклад в историю азербайджанской общины внесли и выпускники вузов Москвы (юридического факультета Московского госуниверситета, Лазаревского института восточных языков). Которые, в начале ХХ в., принимали активное участие в I Всероссийском мусульманском съезде 1917 года. Азербайджанцы были активны и в иных политических акциях. Они заняли видные места в истеблишменте Азербайджанской Демократической Республики (в 1918–1920 годах), это были: Векилов М., Гаибов Дж., Джафаров М.-Ю., Зиатханов А., Зиатханов И.-Х., Карабеков К., Хасмамедов Х., Хойский Ф.-Х.

В советское время немало азербайджанцев работало в дипломатической сфере, органах прокуратуры и юстиции, системе госбезопасности. Община пополнялась за счет интеллигенции. Достаточно многие азербайджанцы занимались научной деятельностью (например, Керимов Г. М.) были среди них и представителей творческой интеллигенции.

До сих пор азербайджанцы выделяются повышенной активностью в экономическом плане. Но стоит отметить, что вплоть до недавнего времени у азербайджанцев в социальной сфере была абсолютная пассивность. Но во время выборов в Госдуму 1999 году были предприняты первые попытки изменить ситуацию — в то время было создано движение «Нур». В то же время, социализация общины азербайджанцев происходила и под влиянием многих внешних факторов, таких, как – угроза отъема бизнеса, усиление ксенофобии и так далее.

Организации

У азербайджанцев Москвы имеется несколько национальных организаций, среди них наиболее масштабной стало Московское отделение Всероссийского азербайджанского конгресса, которое пользуется поддержкой И. Алиева. Так же есть и другие, в том числе те, которые поддерживают экс-президента Азербайджана А. Муталибова, который проживает на данный момент в Москве.

В настоящее время у азербайджанцев Москвы есть свои СМИ, основными можно назвать газеты «Азеррос» (публикуется на русском языке) и «Азербайджан диаспору» (еженедельная газета на азербайджанском языке, выпускается тиражом 30 тысяч экземпляров), так же выпускается цветной журнал «Азербайджанский мир» (тиражом 999 экземпляров, на русском языке). Имеется так же азербайджанский канал кабельного телевидения.

В сфере экономики азербайджанцы в большей мере заняты в мелком и среднем бизнесе, но есть и достаточно крупные предприниматели, например: В. Алекберов, А. и Э. А. Агаларовы и другие. До недавнего времени азербайджанцами практически полностью контролировались некоторые секторы предпринимательской сферы, например, в торговле фруктами, овощами. Но в настоящее время из данной сферы азербайджанцы уходят, а на их место приходят таджики и узбеки.

Весьма заметно участие азербайджанцев в торговле товарами народного потребления, выделяются они и среди сотрудников турецких фирм. В основном таджики и азербайджанцы представляют в России интересы иранского бизнеса.

Немало из азербайджанцев Москвы являются представителей интеллигенции (творческой и технической), это ученые, юристы, врачи, дипломатов, инженеры, преподаватели вузов. В основном это азербайджанцы, которые проживают в России долгое время, или те, кто переселился из крупных городов Азербайджана (Баку, Гянджи и другие).

В основном проблемы социализации азербайджанцев и их интеграции в российское общество решают эти люди. Другая, отличная от этой части азербайджанцев Москвы и Подмосковья – часть азербайджанцев, которые переселились из сельской местности Азербайджанской Республики. Эти азербайджанцы в основном плохо владеют русским языком. В основном они заняты в мелкой и средней торговле (на рынках и с лотков).

Численность

Согласно переписи 1989 года численность азербайджанцев в Москве 20 727 человек, в Московской области – 5 974 чел. По переписи 1989 года азербайджанцы стали вторым по численности в Москве и Подмосковье мусульманским этносом, на первом месте по статистике находятся татары. По переписи 2002 года их численность составила 95 563 чел., в Московской области – 14 651 чел. Согласно переписи 52% азербайджанцев сохраняют гражданство Азербайджана.

У азербайджанцев на фоне остальных этнических групп Москвы самый высокий прирост населения – в 4,8 раза, что обусловлено, главным образом, миграцией. Тем самым азербайджанцы поднялись в структуре населения Москвы с восьмого на пятое место, обогнав евреев, белорусов и мордву. Между тем, общее число постоянно проживающих в столичном регионе азербайджанцев, учитывая и не вошедших в перепись, около 240 тысяч человек, а если учесть мигрантов, то доходит и до миллиона человек проходящих через Москву, это данные самих азербайджанских организаций.

По данным переписей населения 64% в 1979 году и 74% в 1989 году азербайджанцев проживающих в Москве назвали азербайджанский язык своим родным языком – это указывает на то, что азербайджанцы Москвы являются более обрусевшими, чем, к примеру, азербайджанцы по всей России (так как по общероссийским данным этот процент составляет 86 и 84%).

С конца 1980-х годов начинается наиболее значительный приток азербайджанцев Москву. Это произошло после армяно-азербайджанской войны за счет беженцев из Карабаха, который был населен до войны азербайджанцами, Зангезура в Армении, Лачинского коридора и других оккупированных территорий, и как следствие экономической миграции. Сейчас миграционный прирост азербайджанской общины Москвы также продолжается. В целом данную миграцию в Москве можно отнести к бизнес-миграции, но появилась и трудовая миграция, в частности состоящая из азербайджанцев, работающих на стройках Москвы по найму.

Азербайджанцы в основном стараются жить рядом, зачастую арендуя или покупая жилье, рядом друг с другом. В Москве они проживают в основном в следующих районах: Чертаново, Бирюлево, Сабурово, Дегунино, Преображенское, Измайлово, Гольяново, Соколиная Гора, Вешняки.

Религия

Религия азербайджанцев Ислам, но эта община разделена на шиитов и суннитов. В Азербайджане и прилегающих к ним районах Ирана (Южный Азербайджан), Грузии (Мингечаур, Борчалы), Армении (в основном Зангезур) и Дагестана (Дербент) – распределение шиитов и суннитов следующее: сунниты проживают в большей степени на севере республики, а остальные регионы населены в основном шиитами. В Дербенте более развит шиизм.

Азербайджанцев, которые живут в диаспорах, в основном осуществляют следующий выбор: выходцы из суннитских районов остаются суннитами, а выходцы из шиитских районов либо остаются шиитами, либо становятся суннитами.

По мазхабу все азербайджанцы-шииты – джафариты, а сунниты – ханафиты и шафииты. Лезгины, аварцы, андо-цезские народы, курды — шафиитов. Встречаются азербайджанцы — шафииты из числа нурсистов.

Встречаются среди азербайджанцы и внемазхабные сунниты (это в основном те, которые перешли из шиитов в сунниты).
Сунниты в большей степени являются сторонниками Саида Нурси, последователи различных турецких суфийских тарикатов (накшбандийа, мевлевийа, сулейманджилер и другие).
Среди новообращенных суннитов наибольшее количество ханафитов, далее следуют шафииты и внемазхабные саляфиты.

В отличие от остальных регионов России, где переход азербайджанцев в суннизм является распространенным явлением, для Москвы это не характерно, что связано с наличием там Соборной мечети и мечети «Инам» в Отрадном районе, а так же шиитских центров консолидации. Но, тем не менее процесс суннизации идет и там, что способствует интеграции азербайджанцев в мусульманское общество.

Из шиитов наиболее последовательные талыши Ленкоранской зоны. Некоторые из шиитов получают религиозное образование в Иране (Кума). Среди азербайджанцев шиитов распространены проиранские позиции. Так же существуют протестные группы, которые поддерживают партию И. Гамбарова «Мусават» и другие.

Тем не менее, шиизм имеет статус «народного Ислама», а официальное религиозное образование суннитского направления, что связано с протурецкой ориентацией Азербайджана.

Следует отметить, что все же азербайджанцы являются наименее исламизированной этнической группой среди мусульман Москвы, что, вероятно связано с их социальной структурой и их отдаленностью от родины.

Брак предпочитают заключать в собственной среде, но бывают и исключения, хотя и редко. В основном это происходит в среде интеллигентов, проживающих долгое время в Москве. Так же, данное явление обусловлено преобладанием мужчин среди азербайджанского населения. Встречаются нередко и полигамные браки.

Из-за активной миграции азербайджанцев из Азербайджанской Республики в Москву, остаются крайне важной этнополитическая ситуация в Азербайджане, так как у московских азербайджанцев остается очень тесная связь с родиной и все изменения находят отражение во всей общине в целом.[1]

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.