Али

Али ибн Абу Талиб (ок. 600-661) — четвертый праведный халиф, двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда. Четвертый праведный халиф суннитов и первый имам шиитов.

Биография

Али происходил из одного с ним рода Хашимидов (Хашим). Он первым уверовал в Пророка и обратился в ислам; согласно другим источникам. Позднее он стал зятем Мухаммада, женившись на его дочери Фатиме, от которой у него было два сына: Хасан и Хусейн, и две дочери, Умм Кулсум и Зайнаб.
С именем Али связан первый в исламе раскол, приведший к зарождению религиозно-политических движений шиитов и хариджитов и к их обособлению от суннитского большинства.

Халиф

В середине 7 в. недовольство правлением халифа Усмана, действия которого квалифицировались многими как «недозволенные новшества», стало открытым. Это недовольство подогревалось верой мусульман в восстановление справедливости при условии передачи власти Али.
В 656 году, после того как Усман был убит, Али провозгласили халифом. Однако часть мусульманской общины не согласилась с этим решением и подняла мятеж. Воспользовавшись нерешительностью Али, мятежники захватили Басру. Одновременно Муавия, наместник Сирии и и Ближайший родственник Усмана, обвинил Али в укрывательстве убийц Усмана и выступил против него. В декабре 656 года в «верблюжьей битве» под Басрой Али удалось разбить мятежников, но борьба с Муавией оказалась слишком затяжной и кровопролитной. В июле 657 года на правом берегу реки Евфрат произошло крупное сражение между сирийцами и сторонниками Али. Сирийцы в этой битве потерпели поражение, однако Али дал согласие на третейский суд, к которому призывали сирийцы. Согласно преданию, соратник Муавии Амр ибн ал-Ас посоветовал наместнику отдать приказ войскам поднять на копьях листы Корана, взывая таким образом к мирному решению дела на основе предписаний Священной книги.
Такое решение обернулось против Али. Двенадцать тысяч недовольных воинов покинули его лагерь под Куфой, разочаровавшись в вожде и объявив его согласие на третейский суд несовместимым с духом ислама. Кроме того, в лагере Али из числа его бывших сторонников выделилась непримиримая религиозно-политическая группировка хариджитов, которая стала вести борьбу и против Омейядов, и против шиитов.

Смерть

В 661 г. при выходе из мечети Куфы Али был смертельно ранен хариджитом Ибн Мулджамом. Умирающий Али взял своего убийцу под покровительство, приказав сохранить ему жизнь, если сам он оправится от ран, и предать быстрой смерти, если ему не суждено будет выжить. Через два дня Али умер. Его похоронили в Неджефе (Ирак) — городе, который стал одним из святых мест паломничества шиитов.
Титул унаследовал его сын Хасан и удерживал на протяжении шести месяцев. Затем он был вынужден от него отказаться под давлением угроз со стороны Муавии, который, став, наконец, халифом в Дамаске, основал династию Омейядов. В 680 г. Хусейн, второй сын Али, поднял восстание, но потерпел вместе со своей армией поражение при Карбале (Ирак). С тех пор для шиитов это место является священным.
Именно в ту далекую эпоху оформились основные течения в исламе: суннитское большинство; шииты, сторонники Али, и хариджиты, оспорившие решение суда в Сиффине.

Образ

Для суннитов Али — образец преданности пророку, набожности и благородства, он почитаем как один из праведных халифов. Шииты идеализируют образ Али, видя в нем носителя божественной благодати, непогрешимого авторитета в делах веры и мирской жизни, обладателя и толкователя сокровенных знаний.
Шиитская традиция приписывает Али письма и мудрые изречения, которые и поныне признаются в шиитской среде авторитетнейшим источником исламского вероучения.