Сура 21. АЛЬ-АНБИЙА

«АЛЬ-АНБИЙА» — двадцать первая сура Корана.
В предыдущей суре рассказывалось о духовной истории Мусы и Харуна, которая противопоставлялась возрастанию ала в таких личностях, как Фираун и Самирий. Сура заканчивалась предостережением от зла и назиданием очищать душу молитвой и восхвалением Аллаха. Настоящая сура начинается с перечисления внешних препятствиях, воздвигаемых злом на пути очищения, и с указания, что Аллах имеет власть помочь людям. Это показано на примере борьбы Ибрахима против идолопоклонства, на примере борьбы Лута с противоестественными пороками, борьбы Нуха против неверия, борьбы Дауда и Сулеймана против несправедливости и недостаточного поклонения Аллаху (что должен совершать человек, пользуясь данными ему Аллахом силами и способностями), на примере борьбы Айуба против нетерпения и малой уверенности в себе, борьбы Исмаила, Идриса и Зу-ль-Кифла с недостатком выдержки и стойкости, Зу-н-Нуна с гневливостью, Закарийи с разобщенностью людей и Марйам — с мирскими страстями. В каждом из этих рассказов содержится особое указание на один из аспектов очищения души. Их всех роднит мысль о том, что пророки — вопреки народной вере — не были людьми беспорочными. Всем им приходилось постоянно бороться против самых разных проявлений зла [1].
Как и все мекканские суры, эта посвящена прежде всего вопросу веры: она перечисляет законы бытия и связывает с ними веру. Ведь вера есть не что иное, как часть структуры бытия и подчиняется его законам.

Эту суру можно разделить на четыре части:
первая начинается очень эмоционально, чтобы вывести людей из состояния рассеянности и оцепенения. Для этого их внимание обращают на близость грозного Суда и приводят в пример прежние народы, которые проходили мимо знамений Аллаха;
вторая часть обращена к неверным, встречавшим пророка насмешками и издевками, тогда как речь шла о чрезвычайно важном деле, которое требовало всего их внимания и трезвости;
в третьей части перечислен ряд пророков и показывается единство их вести и всех религий; наконец, в четвертой части дана потрясающая картина Судного Дня и конца времен.
Сура заканчивается тем же, с чего она начиналась, т. е. эмоциональным подъемом и настоятельным вразумлением [2].

Краткое содержание

Человек, как всегда, относится ко всем серьезным вещам в жизни с небрежением и насмешкой. Но Суд будет обязательно, а Истина проложит себе дорогу (аяты 1-29).
Единство целей и уверенность в исполнении обещания Аллаха: Его покровительство и милосердие (аяты 30-50).
Ибрахим победил идолов, и все другие избранники Аллаха обязательно победят все формы зла (аяты 51-93).
Поступайте по справедливости, пока еще есть время, ибо Суд грядет, и только благочестивым будет успех (аяты 94-112).

Примечания:
  1. Йусуф Али «The Holy Qur’an» (Священный Коран: Текст, перевод и комментарии), 1938 г.
  2. Саид Кутб «Фи зыляль аль-Кур’ан» (Под сенью Корана), 1965 г.