Сура 29. АЛЬ-АНКАБУТ

«АЛЬ-АНКАБУТ» — двадцать девятая сура Корана.
Это последняя сура цикла, начинающегося с суры 17, в центре внимания которого стоит духовное развитие человека как индивидуума. В этих сурах показывается, как великие посланники Аллаха готовились к исполнению своей миссии, а также раскрывается сущность Откровения во взаимодействие с той средой, в котором оно возвещалось. Ср. также введение к суре 17. Данная сура завершает малый цикл, начинающийся с суры 26, который, в свою очередь, рассматривает вопросы духовного Света и реакции на него в различные периоды духовной истории. Ср. в этой связи также введение к суре 26. Предыдущая сура заканчивается ссылкой на учение об окончательном возврате человека к Аллаху («ма’ад»). Данная тематика получает здесь свое дальнейшее развитие, как и в последующих трех сурах, начинающихся словами Алиф Лам Мим.
Особо подчеркивается необходимость связывать практическое поведение с восприятием Откровения Аллаха. В этой связи вновь приводятся истории посланников Нуха, Ибрахима и Лута и противников Откровения Аллаха Мадйана, Ада и Фирауна. Жизнь в земном мире противопоставляется будущей жизни.
Основная часть данной суры хронологически относится к среднему мекканскому периоду, однако хронологическая принадлежность играет роль лишь в разъяснении того, что ясное представление о будущем исламского братства существовало задолго до хиджры.

Краткое содержание

Вера проверяется постоянными испытаниями в жизни и в практическом поведении: несмотря на то, что Нух жил и трудился 950 лет, его народ отверг веру, а Ибрахиму его народ угрожал сожжением (аяты 1-27).
Народ Лута не только отверг Послание Аллаха, но открыто бросил Ему вызов своими пороками; Ад и Самуд стояли на высокой интеллектуальной ступени, но злоупотребили ею. Карун, Фираун и Хаман в своей надменности нашли себе погибель: они должны были понять, что их земное могущество непрочно как паутина (аяты 28-44).
Коран как Откровение говорит сам за себя, уже сам по себе являясь чудом: он учит различать истинное и ложное, указывает на важность и красоту будущей жизни (аяты 45-69) [1].
Эта сура — мекканская, хотя согласно некоторым традициям первых одиннадцать аятов являются мединскими. Они ссылаются на уже упоминавшиеся понятия «джихад» и «мунафикун» («лицемер»). Мы все же считаем наиболее вероятным мекканское происхождение всей суры, так как сообщается, что побуждением к ниспосланию в 8 аяте было принятие веры со стороны Саада ибн Ваккаса, — а это, вне всякого сомнения, произошло в Мекке. Поскольку тематика данной суры — отпор искушениям, то под словом «джихад» подразумеваются усилия, предпринимаемые во имя этого, — чтобы мы окрепли и не свернули с пути. Так же можно объяснить и упоминание понятия «мунафикун» (лицемер), ибо лицемерие — общая характерная черта людей [2].

Примечания:
  1. Йусуф Али «The Holy Qur’an» (Священный Коран: Текст, перевод и комментарии), 1938 г.
  2. Саид Кутб «Фи зыляль аль-Кур’ан» (Под сенью Корана), 1965 г.