Сура 8. АЛЬ-АНФАЛЬ

«АЛЬ-АНФАЛЬ» — восьмая сура Корана.
Первые семь сур, составляющие чуть меньше одной трети Корана, рисуют раннюю духовную историю человека и подводят к возникновению новой общины пророка Мухаммада. Мы видели, как с каждой сурой все глубже раскрывалось учение ислама. Теперь же начинается новый раздел, посвященный сплочению этой общины и разным этапам ее жизни.
В этой суре делаются выводы из битвы при Бадре: 1) о разделении добычи, 2) о добродетелях, необходимых в справедливой войне, 3) о победе над превосходящим противником, 4) о мягкосердечии и внимании к своим и к побежденным в час победы. Относительно добычи нужно подчеркнуть, что в войне она ни в коем случае не должна быть целью. Она является как бы побочным эффектом. Ни один воин не имеет на нее неотъемлемого права. Справедливая война есть общее дело, и любая связанная с этим материальная прибыль принадлежит Аллаху или общине и делу в целом. Следует установить справедливые правила разделения и использования добычи, чтобы положить предел человеческой жадности и своекорыстию. Одна пятая дается предводителю или вождю, который употребляет ее по своему усмотрению: для покрытия расходов, для помощи бедным и нуждающимся, а также вдовам и сиротам (ср. суру 8:41). Во времена пророка оставшиеся четыре пятых распределялись не только среди участников битв, но и среди тех, кто имел косвенное отношение к сражению, но выполнял порученное им дело, вне зависимости от возраста. Следует избегать всяких споров, потому что они нарушают внутреннее согласие и дисциплину. Эти принципы вошли в военное право всех цивилизованных народов. Что касается военных добродетелей, то они в основном не что иное, как просто добродетели; анализ событий при Бадре показывает нам, как посылается помощь Аллаха человеку, сражающемуся за Его дело, а не за свои интересы. В связи с этим говорится о том, как обращаться с пленными и поддерживать согласие в мусульманской общине [1]. Большая часть суры была ниспослана во время битвы при Бадре и сразу после нее, только некоторые аяты более позднего времени. Поскольку эта сура почти целиком посвящена событиям этой битвы, нужно дать исторический обзор.
В месяце ша’бане на втором году после хиджры мусульмане узнали о возвращении большого торгового каравана из Сирии, который должен был пройти южнее Медины. Ввиду состояния открытой войны между мусульманами и Меккой, начавшейся после их переселения в Медину, пророк сообщил своим сторонникам о намерении напасть на караван. Слухи об этом дошли в Сирии до Абу Суфйана, который вел караван, и он использовал оставшиеся недели, чтобы вызвать из Мекки сильное войско, которое возглавлял непримиримый враг пророка Абу Джахль.
Тот факт, что пророк, вопреки своему обыкновению, сообщил о своих намерениях на отдаленный срок, поддерживает предположение, что нападение на караван было лишь тактическим маневром, тогда как действительной целью было столкновение с мекканской армией. Как было сказано, курайшиты в Мекке и мусульмане в Медине уже находились в состоянии войны. Но решающей битвы еще не было, и мусульмане жили под постоянной угрозой вторжения мекканцев. Возможно, пророк хотел положить конец этому состоянию и нанести курайшитам поражение, чтобы обезопасить свою все еще слабую общину. Если бы он действительно хотел напасть на караван, то, не планируя ничего, мог просто дождаться, когда он оказался бы поблизости. Тогда у Абу Суфйана не было бы времени вызвать из Мекки военную помощь.
Пока караван кружным путем шел к Мекке, в долине Бадра появились курайшиты — около тысячи воинов в кольчугах, имея семьсот верблюдов и свыше ста лошадей. В это же время пророк выступил из Медины с тремястами мусульманами, плохо вооруженными и имевшими лишь семьдесят верблюдов и двух лошадей. Когда они увидели мощное войско мекканцев, то стали держать совет. Некоторые считали, что противник слишком силен, что лучше вернуться в Медину. Но подавляющее большинство, включая Абу Бакра и Умара, высказалось за сражение. По арабскому обычаю, сначала были поединки, а потом началась битва. Армия мекканцев была разбита, а некоторые из вождей, в том числе Абу Джахль, погибли. Это было первое открытое сражение между язычниками-курайшитами и молодой мусульманской общиной. Оно показало курайшитам, что вызванное Мухаммадом к жизни движение не было пустой мечтой, а явилось рождением политической власти и новой эпохи, отличавшейся от всего, что было прежде в арабской истории. Все худшие опасения мекканцев после переселения пророка и мусульман в Медину полностью подтвердились при Бадре. Хотя власть арабского язычества была полностью сломлена только спустя несколько лет, уже в этот исторический момент обозначилась его гибель. И для мусульман Бадр стал поворотной точкой. Можно с уверенностью считать, что до этого времени только немногие последователи пророка полностью понимали политический характер исламского порядка. Для многих из них переселение в Медину было, вероятно, лишь избавлением от преследований, которым они подвергались в Мекке. После битвы при Бадре каждому, стало ясно, что они были на пути установления нового общественного порядка. Дух пассивной жертвенности, столь характерный для них в первое время, сменился прямо противоположным — активной жертвенностью. Учение о действии как основополагающем, творческом элементе жизни было, пожалуй, впервые в истории человечества осознано не группой избранных, а целым сообществом [2].

Краткое содержание

Вся добыча в действительности принадлежит посланнику Аллаха, который использует ее по Его воле. Верующие согласны с его наставлениями. Помощь и победа даруются только Аллахом, как это стало ясно во время битвы при Бадре (аяты 1-19).
Повиновение, сознательная дисциплина, упорство, вера и благодарность Аллаху — вот действенные средства для достижения успеха и отражения зла. Зло соединяется со злом и уничтожается (аяты 20-37).
Битва при Бадре была испытанием и показала, как добродетель и мужество могут противостоять превосходящей силе. Стойкость и повиновение, вера, мужество и бесстрашие, а также правильная подготовка и полное использование сил и средств — вот чего ожидает от человека Аллах, а потом бывает достаточна Его помощь (аяты З8-64). Даже десятикратное превосходство не в счет, когда идут на врага за правду и веру. Но надо быть великодушным, когда победа достигнута (аяты 65-75).

Примечания:
  1. Йусуф Али «The Holy Qur’an» (Священный Коран: Текст, перевод и комментарии), 1938 г.
  2. Мухаммад Асад «The Message of The Qur’an» (Послание Корана), 1980 г.