Сура 33. АЛЬ-АХЗАБ

«АЛЬ-АХЗАБ» – тридцать третья сура Корана.
По окончании суры 29, открывающей серию сур с мистическим значением, мы вновь возвращаемся к теме суровых будней. В основном здесь затрагиваются две темы: 1. Попытки свержения истины посредством чистого насилия; 2. Попытки с помощью проклятия или непристойного поведения отравить отношения между мужчинами и женщинами.
Что касается первой темы, это история Ахзаб или союзников, предпринявших попытку окружить и уничтожить мусульман в Медине, прибегнув к многочисленным интригам с целью обмана со стороны различных вражеских группировок, таких, как язычники-курайшиты, иудеи племени бану Надир, которые из-за своего предательского поведения были уже изгнаны из Медины, арабское племя Гатафан и иудейское племя бану Курайза из Медины. Они были неверными союзниками, объединившимися для борьбы против ислама. Хотя они и причинили осажденным мусульманам много невзгод и страданий, ислам все же выдержал испытания и вышел победителем, в значительной степени окрепнув.
В Мекке курайшиты выслеживали мусульман, бойкотируя их, оскорбляя и нанося им всевозможные телесные увечья, вследствие чего мусульмане выселялись частично в Абиссинию, а потом и в Медину. Первое вооруженное столкновение произошло во время Рамадана на 2-ой год после хиджры, при Бадре, где курайшиты были отброшены (ср. суру 3: 13 и соответствующие примечания к тексту). Последовали годы отмщения. Битва состоялась при Ухуде, и, несмотря на то, что мусульмане понесли большие потери, Медина была спасена, а курайшиты вынуждены были вернуться в Мекку ни с чем. По этой причине они стали плести сеть интриг, и вновь осадили Медину в шаввале и зулка’да на пятый год после хиджры, имея армию в 10.000 человек. Это была осада союзными войсками, о чем говорится в аятах 9-27, осада, длившаяся более двух недель, а по некоторым свидетельствам, и до 27 дней. Она причинила много страданий, ибо люди терпели голод, холод, обстрел из луков и постоянно возобновлявшиеся нападения. В конце концов, осада закончилась поражением союзников, что привело к усилению ислама. Нападение было мощным и хорошо организованным, но мусульмане подготовились так, что смогли ему противостоять. Подготовка включала и рытье окопов вокруг Медины, проложенных по распоряжению посланника Аллаха. Рытье производилось под наблюдением Салмана Аль-Фарси, причем окоп явился неожиданностью для врага. Осада и битва известны как «Война окопов» или «Война союзников».
Что касается положения и чести женщины в семейном окружении посланника Аллаха, а также мусульманских женщин вообще, то устанавливаются основные принципы, охраняющие их честь и ограждающие от проклятий и нанесения оскорблений. Жены и дочери пророка активно занимались общественной деятельностью и привлекались к напутствию женщин-мусульманок, а женщины-мусульманки обучались выполнению общественных функций. Две из них (обе по имени Зайнаб) посвятили себя заботам о бедных. Уход за раненными в бою в то военное время был крайне необходим. От Фатимы, дочери посланника Аллаха, нам известно, что она ухаживала за своим отцом, раненным в битве при Ухуде. Мусульманские женщины сопровождали мужчин в походах, чтобы заботиться о раненых.

Часть суры охватывает поучения, вытекающие из «Войны окопов», по этой причине она тоже должна была быть ниспослана спустя некоторое время. И женитьба на Зайнаб, о которой говорится в аяте 37, произошла в том же году. Некоторые аяты, например, 27-ой аят, по всей видимости, были ниспосланы на 7-ой год хиджры после взятия Хайбара [1].
Данная сура занимается историей длительного периода исламского общества. Она охватывает время, начинающееся непосредственно после битвы Бадр и заканчивается периодом накануне договора в Худайбии. Она описывает события и реформы, проводившиеся в растущем исламском обществе. Все эти события и реформы, тем не менее, тесно связаны с верой в Аллаха и подчинением Его предначертаниям. На это указывает начало суры [2].
Данная сура — мединская, и подобно всем сурам того времени, она занимается частью законодательства исламского общества. Она определяет жизнь мусульман в обществе, частную жизнь и особенно вопросы семьи. Темы этой суры можно разделить на три больших главы: 1. Исламские обычаи и постановления; 2. Предписания и законы Аллаха; 3. Отчет о двух военных походах Аль Ахзаба и бану Курайза [3].

Краткое содержание

Языческие обычаи, практикующиеся в совместной жизни людей, должны исчезнуть. Мужчины и женщины соответственно своим личным характеристикам и своей духовной позиции должны быть порядочными (аяты 1-8).
«Война окопов» и ее уроки; лицемеры и их опасения; истина и положительные примеры, которым необходимо следовать (аяты 9-27).
Высокая репутация и соответствующее поведение жен посланника Аллаха; несчастливый брак не должен продолжаться на основании ошибочных взглядов; с женами посланника Аллаха необходимо обращаться вежливо и почтительно (аяты 28-52).
Посланник Аллаха и его семья заслуживают уважения; проклятий следует избегать как заслуживающих наказание; сдерживай свои слова и проявляй ответственность (аяты 51-73).

Примечания:
  1. Йусуф Али «The Holy Qur’an» (Священный Коран: Текст, перевод и комментарии), 1938 г.
  2. Саид Кутб «Фи зыляль аль-Кур’ан» (Под сенью Корана), 1965 г.
  3. Ас-Сабуни «Сафват ат-тафасир» (Избранное из тафсиров)