Сура 2. АЛЬ-БАКАРА

«АЛЬ-БАКАРА» — вторая сура Корана.
Сура, открывающая Книгу («Аль-Фатиха»), в семи прекрасных аятах представляет нам основную мысль Корана. А данная сура в 286-ти стихах охватывает совокупное учение Корана. Она представляет собой последовательность мыслей, рассчитанную на осмысленное восприятие.

Содержание

В начале суры (аяты 1-29) характеризуют три типа людей — верующих, неверующих (атеистов) и лицемеров — и описывает, как они воспринимают Послание Господа. Затем следует история сотворения человека (30-39), его высшего предназначения, его падения и его надежды.

В повествовании о сынах Исраила, о привилегиях, данных этому народу, и о том, как он злоупотребил ими (40-86), тем не менее просматривается парабола общей истории человечества. Повествование продолжает иудейские записи и поучения.
Мы узнаем — особенно из жизни Мусы и Исы — как они должны были бороться против непослушного народа, как обладатели данного им Откровения исказили и в конечном итоге, в своей неумеренной гордости не захотели признать Мухаммада, хотя о нем и написано в древних пергаментах (87-121).

Они ошибочно ссылаются на достоинства их праотца Ибрахима: он, в принципе, был праведным религиозным вождем и предком не только колена Исраила, но и линии Исмаила (то есть арабов). Вместе с Исмаилом он положил начало Ка’абе и тем самым основал духовный центр всеобщей существующей и мировой религии Ислама (122-141).
С того времени Ка’аба должна была бы стать центром поклонения Аллаху и символом единства Ислама (142-167). После установления принципа для «уммы» (общины) с ее четко определенным центром и символом, следуют заповеди о совместной жизни в обществе. Здесь действует условие, согласно которому религия состоит не из бессмысленных формальностей, которых следует придерживаться, а из веры, доброты, молитвы, милосердия, честности и терпимости к неблагоприятным обстоятельствам. Заповеди касаются пищи и питья, подаяния милостыни и поста, джихада (что означает борьбу на пути Аллаха), вина, азартных игр, а также обращения с бедняками и женщинами (168-242).
Во избежание недоразумений, касающихся джихада, данная тема будет еще раз рассмотрена в рамках повествования о Талуте, Джалуте и Дауде в сравнении с повествованием об Исе (243-253).
Тем самым нам станет ясно, что истинная человеческая добродетель заключается в мужественных деяниях, подкрепляемых истинной верой и добротой. А единственный по своей красоте главный аят (255) говорит о сияющей величественной способности Аллаха.
В конце (284-286) нас будут еще раз призывать к вере, покорности, личному сознанию об ответственности и молитве.

Это самая длинная сура Корана. Она содержит в себе и самый длинный аят (282). Эта сура называется «Аль-Бакара» (Корова) — в соответствии с притчей о молодой корове, приведенной в стихах 67-71, показывающей ущербность неискреннего (недобровольного) послушания. Она учит нас, что люди, теряя веру, под разными предлогами отказываются и от послушания. И даже если, в конечном итоге, они и проявят послушание, то оказывается, что им все же недостает правильной духовной позиции. Это означает, что они становятся нечуткими и в своем самовозвеличивании вообще перестают замечать, что духовно более не существуют, что они мертвы. Ведь жизнь означает движение, активность, стремление, борьбу против низменного, вульгарного. Это существенное содержание суры, ниспосланной, главным образом, во время первого пребывания в Медине.