Сура 17. АЛЬ-ИСРА’

«АЛЬ-ИСРА» — семнадцатая сура Корана.
Оглядываясь на уже изложенное духовное учение ислама, мы видим, что в первых семи сурах был дан обзор ранней духовной истории человека вплоть до возникновения исламской общины. Суры с 8 по 16 образуют новую группу и посвящены формированию и развитию этой общины, а также промыслу Аллаха о людях, которых воспринимают как общину и рассматривают в рамках общественных отношений и организованных групп (ср. введение к сурам 8, 10 и 16). Здесь же начинается новая группа сур (с 17 по 29), которую можно разделить на три части. Суры 17-21 начинаются с упоминания о вознесении пророка, о котором подробно будет сказано ниже, а затем переходят к духовной истории, уделяя основное внимание отдельному человеку, а не нации. Истории прошедших времен и ранних пророков рассматриваются здесь именно под этим углом зрения. Суры 22-25 касаются паломничества, поклонения Аллаху и молитвы, целомудрия, частной жизни и т. д. с точки зрения духовного развития отдельного человека. Суры 26-29 возвращаются к теме истории прошлого и ранних пророков и показывают развитие человека в его связях с обществом и отношение общества к образу жизни великих людей.
Рассмотрим теперь суру 17. Она начинается с чудесного вознесения пророка: однажды ночью он был перенесен из Священной мечетиМекке) в Отдаленнейшую мечеть (в Иерусалиме) и удостоился видеть некоторые чудесные знамения Аллаха. Большинство толкователей понимают это путешествие буквально, но другие допускают фантазийное путешествие или видение. Даже когда предполагают, что путешествие совершилось телесно, признают, что тело приобрело почти духовную субстанцию. В хадисах мы находим подробности этого путешествия, и их изучение позволяет нам постичь его таинственное значение. Пророк был сначала перенесен к месту прежних Откровений, в Иерусалим, а потом, через семь небес, к возвышенному Престолу и посвящен в духовные таинства человеческой души, которая должна вести свою борьбу в пространстве и времени. Проф. Мигель Асин (Мадридский университет) показал, что литература о ми’радже оказала большое влияние на европейскую средневековую литературу, особенно, на «Божественную комедию» Данте.
Ссылка на эту великую историю о ми’радже («вознесение») — это хорошее введение к путешествию души человека по жизни в ее духовном росте. Этот рост должен начинаться с нравственного поведения: уважения взаимных прав родителей и детей, доброты по отношению к людям, мужеству и твердости в момент опасности, осознания своей ответственности и присутствия Аллаха через молитву и восхваление.
Ми’радж совершился в 27-ю ночь месяца раджаб (по другим источникам 17-го числа месяца раби-ул-аввал) за год до хиджры. Это позволяет определить время Откровения начального аята, тогда как части этой суры, возможно, были ниспосланы раньше.

Введение

Это одна из мекканских сур, обращающая основное внимание на принципы вероучения, в данном случае — на Единственность Аллаха и воскресение. Но самая важная ее часть посвящена выдающейся личности пророка, чудесам и неоспоримым доказательствам, которые говорят о его правдивости (Сафват ат-Тафасир).
Сура включает несколько тем. Большинство из них — это догматы веры, другие же — правила поведения человека и общины. Некоторые аяты содержат рассказы о сынах Исраила, связанные с мечетью Аль-Акса, куда (Аллах) перенес ночью Своего посланника [1].

Краткое содержание

Сначала излагается духовный опыт пророков, чтобы можно было объяснить людям знамения Аллаха: человека соблазняют на зло, и его нужно привести к пониманию личной ответственности (аяты 1-22).
Наше поклонение Аллаху проявляется также в межчеловеческих отношениях, в доброте по отношению к родителям, родственникам и посторонним в беде, в доброте по отношению к детям, в чистоте половых отношений, справедливости и уважении к человеческой жизни, в помощи сиротам, честности во всех поступках и недопущении высокомерия (аяты 23-40).
Высокомерие стало причиной падения Иблиса, но потомки Адама были возвышены над всеми творениями. За свои поступки они будут призваны к ответу. Молитва в назначенное время и ночью полезна для людей, а Коран — как исцеление и милость (аяты 61-84).
Откровение (Корана) есть знамение милости Аллаха для верующих, и люди должны принимать его без оговорок. Будьте смиренны в молитве и восхвалении (аяты 85-111).

Примечания:
  1. Саид Кутб «Фи зыляль аль-Кур’ан» (Под сенью Корана), 1965 г.