Сура 3. АЛЬ-И-‘ИМРАН

«АЛЬ-И-‘ИМРАН» — третья сура Корана.
Данная сура родственна суре 2, но здесь вещи рассматриваются под другим углом зрения. Ссылка на Бадр (Рамадан 2 года хиджры) и Ухуд (Шаввал 3 года хиджры) позволяет сделать соответствующие выводы в отношении времени ниспослания этих аятов.

Так же, как и в суре 2, здесь дается общий обзор религиозной истории человечества, причем особое внимание уделяется народу, получившему Писание. Далее следует описание возникновения новой Исламской общины с ее религиозными обычаями, подчеркивается необходимость отстаивания истины и борьбы за нее. Благословенные Исламом предупреждаются о необходимости поддержания постоянства веры, о том, что им следует молиться об истинном пути, чтобы получить ожидаемое духовное будущее.

Новые точки зрения проявляются в следующем:
1. Подчеркиваются обязательства христиан — познать свет новой веры; здесь делается особое ударение на обращении к христианам, точно так же, как в предыдущей суре содержится отдельное обращение к иудеям;
2. Уроки, которые должно извлечь мусульманское общество из битв при Бадре и Ухуде;
3. Ответственность общества как по отношению к самому себе, так и по отношению к окружающим.

Выводы: после того, как Господь ниспослал Свое Писание, подтверждая тем самым предыдущие Послания, перед нами возникает обязанность уважать и придерживаться его. Мы должны стремиться понять его значение, отказываясь от низменных мотивов, которые делают веру неприемлемой для тех, кто отрекается от этой веры (3: 21-30).

Народ, принявший Писание, имел в своем распоряжении лишь его часть. Если сейчас эти люди не желают принять все (совокупное) Писание, то верующие должны отречься от них, что будет означать их падение и крах (3: 21-30).
История семейства Имрана ведет нас от законов Мусы к чудесам, связанным с рождением Исы и его миссией (3: 31-63).
Послания Аллаха ниспосылались постоянно, и теперь все люди призваны к тому, чтобы обрести свое духовное совершенство в Исламе. При этом необходимо отказаться от какой бы то ни было разобщенности. Мусульмане призываются к единству и согласию. За это им обещана защита от зла, которое могли бы им нанести их враги. Мусульманам, кроме того, рекомендуется искать друзей в своих собственных рядах (3:64-120).
Битва при Бадре показала, как Аллах помогает смелым и защищает их и как вознаграждаются терпение, постоянство и дисциплина: уроки необходимо извлечь и из битвы при Ухуде. При этом не следует предаваться отчаянию — необходимо проявить мужество и показать презрение к боли и даже смерти (3:121-148).

Несчастливый конец битвы при Ухуде, как это было продемонстрировано, явился результатом отсутствия дисциплины одних, недостаточной решимости и эгоизма других и трусости лицемеров. Но все же ни один из врагов не может нанести ущерб делу Аллаха (3: 149-180). Не стоит обращать внимания на издевательства врагов, наоборот, следует вознести искреннюю молитву Аллаху, Который дарует Своим рабам успех и благоденствие (3: 181-200). Послание Корана шаг за шагом подтверждает закон Мусы и Евангелие Исы. С их помощью Аллах выводит на путь истинный и взывает к разуму. Нам следует правильно понять его, отдать ему должное уважение и твердо верить в его истинность. Нас не должны поколебать те, кто отрекся от веры. Наше вознаграждение в том, чтобы приобрести благосклонность Аллаха, а этого мы можем достичь постоянством, терпением, дисциплиной и добротой, неся другим Свет, подаренный нам самим [1].

Примечания:
  1. Йусуф Али «The Holy Qur’an» (Священный Коран: Текст, перевод и комментарии), 1938 г.