Сура 28. АЛЬ-КАСАС

«АЛЬ-КАСАС» — двадцать восьмая сура Корана.
Эта сура тематически связана с предыдущей сурой. В ней и далее рассматривается Откровение и реакция народа на него. При этом, однако, внимание акцентируется на новый аспект: подготовка того, кому направлено Откровение, к выполнению своей великой миссии, даже в ходе повседневной жизни. С другой стороны формируется отрицательная позиция некоторых лиц и групп по причине их высокомерия или зависти. Судьба тех, кто отрицает истину, противопоставлена награде правоверных.
Эта сура, за исключением, может быть, некоторых аятов, была ниспослана в поздний мекканский период незадолго до хиджры.

Краткое содержание

Фираун был высокомерен и несправедлив, но план Аллаха заключался в укреплении слабых. Муса был подготовлен к своему заданию уже с детства; с молодости он верил в своего Господа и повиновался Ему; в изгнании он нашёл помощь и любовь; когда же, наконец, он был призван, Аллах его поддержал (аяты 1 — 42). Таким же образом посланник Мухаммад благодаря милости Аллаха получил духовную пищу; и его Откровение признали те, которые знали более ранние Откровения. Оно пришло в старое святилище и призвало опомниться тех, которые были поглощены земными заботами (аяты 43-60).
Будущее принадлежит тем, которые обратятся в веру, веруют и творят добро, поскольку от Аллаха исходит всё милосердие и истина (аяты 61-75).
Люди, такие как Карун, которые хвастаются своим богатством, плохо кончают, в то время когда порядочные добиваются милости Аллаха (аяты 76-88) [1].
Эта мекканская сура была ниспослана, когда мусульмане были малым угнетённым меньшинством. Она была ниспослана с целью восстановления законов справедливых сил и ценностей. Она утвердила могущество Аллаха как единственную существующую силу в этой жизни и веру, как единственную ценность, достойную уважения. Тот, кто имеет поддержку Аллаха, не должен ничего бояться. Тот же, кто этой поддержки не имеет, не найдёт спокойствия и надёжности, даже если его поддерживают всевозможные земные силы. Это же распространяется и на значение веры. Тот, кто верует, успешен во всём, а для неверующих всё в жизни потеряно. На этой основе в начале суры появляется рассказ о Мусе и Фирауне, а в конце суры рассказ о Харуне и его народе, который был и народом Мусы. В то время как первый рассказ говорит о силе владычества и мощи, последний описывает ценность денег и знаний. Эта сура заканчивается обещанием Аллаха Его посланнику, что тот после притеснений со стороны идолопоклонников и изгнания из Мекки, в любом случае, вернётся на свою родину и победит идолопоклонников [2].

Примечания:
  1. Йусуф Али «The Holy Qur’an» (Священный Коран: Текст, перевод и комментарии), 1938 г.
  2. Саид Кутб «Фи зыляль аль-Кур’ан» (Под сенью Корана), 1965 г.