Сура 48. АЛЬ-ФАТХ

«АЛЬ-ФАТХ» – сорок восьмая сура Корана.
Это вторая из группы трех мединских сур, о которых сказано во введении к суре 47. Она датируется по упоминаемому в ней договору в Худайбийе в месяце зу-ль-ка’да шестого года хиджры (февраль 628 г.).

Худайбийа — это равнина, лежащая к северу от Мекки на расстоянии одного дневного перехода и чуть западнее дороги из Мекки в Медину, которой пользовались во времена пророка. Шесть лет прошло с тех пор, как пророк был вынужден покинуть свой родной город, который находился в руках языческой верхушки. Но ислам за эти шесть лет укрепился. Его кибла была направлена на Каабу. Язычники неоднократно и безуспешно пытались выступать против ислама. По древнему обычаю, каждый араб имел право посетить святилище, не имея при себе оружия, а в Священные месяцы всякие военные действия запрещались (ср. также суру 2:194 и примечания к ней). Таким месяцем был и зул-ка’да. И в шестой год после хиджры пророк решил в этот месяц совершить умру, то есть малое паломничество (ср. суру 2:196 и примечания к ней), без оружия, но в сопровождении своих соратников. Многие отправились с ним, их число достигало тысячи четырехсот или тысячи пятисот человек.
Языческим правителям Мекки это совсем не понравилось. Встревоженные, они намеревались воспрепятствовать мирным паломникам, нарушая арабский обычай. Они выступили из города с намерением напасть на безоружных людей. Пророк немного уклонился к западу от дороги и разбил лагерь при Худайбийе, где и состоялись переговоры. С одной стороны, пророк не хотел давать курайшитам повода для совершения насилия на священной территории, а с другой стороны, те извлекли урок из горького опыта прошедших шести лет: повсюду их власть шаталась, а нравственные и духовные силы ислама росли, что отражалось на организованности и готовности к сопротивлению у его сторонников. Когда после заключения в Худайбийе под деревом (см. суру 48:18) мирного договора масса людей, объединенных любовью к пророку, с восторгом приветствовала его, это стало доказательством его большой власти и в светских делах, потому что курайшиты договаривались об условиях договора именно с ним.

Так был заключен мирный договор, известный под названием «договор в Худайбийе». Он включал в себя следующие условия: 1) обе стороны заключают мир на десять лет; 2) каждый род и каждый человек может по собственному усмотрению примыкать к одной из сторон или заключать с ней союз; 3) любой человек из курайшитов, мужчина или женщина, находящийся под опекой и без разрешения присоединившийся к пророку, должен быть выслан обратно в Мекку, но обратно в Медину из Мекки не высылается никто; 4) пророк и его спутники не могут в этом году войти в Мекку, но в будущем году им разрешено совершить паломничество.
Пункт третий договора вызвал резкие протесты в лагере мусульман, но на самом деле его значение было невелико. Находившиеся под опекой мусульмане, которых посылали обратно в Мекку, все равно не отказались бы от ислама и могли бы стать там опорой исламского влияния, так что важнее было, чтобы они оставались в Мекке, чем их бы возвращали в Медину. А возврат к язычеству для них был немыслим.

Мусульмане строго выполняли свою часть договора. В следующем году они совершили малое паломничество. Но впоследствии мекканцы сами нарушили договор, когда их союзники, племя бану Бакр, напало на бану Хуза’а, которые были в союзе с мусульманами; однако это повлекло за собой взятие Мекки и конец языческого господства. В то время договор в Худайбийе был в нравственном, общественном, а также в политическом отношении большой победой, и из него в этой суре делаются выводы так же, как из битвы при Бадре в суре 3:42-43 и из битвы при Оходе в сурах 3:121-129 и 149-180 [1].

Краткое содержание

Как видно из событий в Худайбийе, победа достигается хладнокровным мужеством, преданностью, верой и терпением; поэтому помните Аллаха и следуйте за Его посланником (аяты 1-29).

Примечания:
  1. Йусуф Али «The Holy Qur’an» (Священный Коран: Текст, перевод и комментарии), 1938 г.