Сура 22. АЛЬ-ХАДЖЖ

«АЛЬ-ХАДЖЖ» — двадцать вторая сура Корана.
Мы переходим к новой группе из четырех сур, посвященных внешним условиям и видам нашего духовного развития. Предыдущие пять сур говорили о посланниках, о том, как они приходили, чтобы возвестить истину и справиться со злом. Ср. также введение к суре 17.
Тема этой суры — в первую очередь духовное значение Священной мечети, паломничества, жертвы и борьбы на пути Истины, когда она подвергается нападкам, и прочие самоотверженные усилия для преодоления всех видов обмана.
Относительно хронологии этой суры существуют разные мнения. Некоторые ее части, вероятно, были ниспосланы в поздний мекканский период, но вопрос хронологии не важен. Эта сура была ниспослана частично в Мекке, частично в Медине. Какие аяты где были ниспосланы, ясно видно по их содержанию. В частности, аяты, разрешающие открытую борьбу (38-41), или аят о наказании (60). Они явно мединского происхождения. Ведь мусульманам разрешили вести открытую борьбу только после переселения. Прежде пророк отказался выступить против неверных в Мине, когда жители Ясриба заключили с ним договор в Акабе. Он сказал им: «Мне этого не поручали». Когда же Медина стала центром ислама, мусульманам было поручено вести вооруженную борьбу для отражения постоянных вылазок язычников против мусульман и защиты их свободы [1].
Аяты, начинающиеся словами «о, люди», следует считать мекканскими, а начинающиеся словами «о, верующие» легко распознать как мединские. Газнави сказал: «Это одна из удивительнейших сур. Она ниспосылалась день и ночь, в пути и на отдыхе, в Мекке и Медине, в мирные времена и во время военных действий. Кроме того, она содержит как отменяющие, так и отмененные заповеди» [2].
Эта сура получила название в память Ибрахима, который, добровольно отказываясь от жизненных благ и уюта, призвал к паломничеству в Священный дом Аллаха (Сафват ат-Тафасир).

Краткое содержание

Важность духовного развития, необходимость твердо стоять в вере; помощь для сторонников Истины и наказание за зло (аяты 1-25).
Чистота, молитва, смирение и вера как необходимейшие спутники паломничества; в торжественном жертвоприношении мы выражаем нашу благодарность и глубочайшее почтение Аллаху, а также наше желание разделить трапезу с бедными; стремление к Истине и отстаивание ее в борьбе необходимы для проверки нашей готовности приносить жертвы (аяты 26-48).
Хотя зло и стремится помешать миссии пророка, его дело в конце концов обязательно победит, а Истина и милосердие Аллаха восторжествуют; поэтому смиренно поклоняйтесь Аллаху, и Он вас защитит и поможет вам (аяты 49-78).

Примечания:
  1. Саид Кутб «Фи зыляль аль-Кур’ан» (Под сенью Корана), 1965 г.
  2. Аль-Куртуби «Аль-Джами’ ли ахкям аль-кур’ан» (Свод установлений Корана)