Сура 4. АН-НИСА’

«АН-НИСА» — четвертая сура Корана.
Хронологически данная сура тесно связана с сурой 3. Предметом ее рассмотрения являются общественные проблемы, с которыми мусульманское общество столкнулось непосредственно после Ухуда. Невзирая на необходимость принятия неотложных решений вследствие этого события, установленные здесь принципы стали постоянной основой мусульманского законодательства и общественного поведения.
Данная сура, по сути дела, состоит из двух частей: 1-ой части, посвященной, в основном, женщинам, а также сиротам, наследству, заключению брака и семейно-правовыми вопросам, и 2-ой части, в которой речь идет о заблудших в великой семье — общине Медины, то есть, о лицемерах и им подобных.

Краткое содержание

Сура начинается с призыва к солидарности всего человечества, затем речь идет о правах женщин и сирот, о семейных узах, включая справедливое распределение наследства после смерти (аяты 1-14).
Далее на первый план выступают этические нормы семейной жизни, причем подчеркивается, что женщины должны пользоваться уважением, а их права, касающиеся брака, собственности и наследования, должны быть хорошо известными. Данный принцип добра и справедливости необходимо распространить на всех живых существ, как малых, так и больших (аяты 15-42).
Те группы населения Медины, которые еще не принадлежали к мусульманской общине, должны были бы отказаться от поклонения ложным богам, подчиниться посланнику и последовать за ним. Тем самым они обретут привилегии, поскольку они причислены к великой семье победителей (аяты 43-70).
Верующие должны иметь организованную самозащиту от своих врагов, а также защиту от тайных заговоров и козней лицемеров. Говорится и о том, как следует поступать с предателями (аяты 71-91).
Дается предупреждение о том, что нельзя убивать, не соблюдая заповеди ислама; рекомендуется выселяться из мест, где царит враждебность по отношению к исламу; говорится об отправлении религиозных обязанностей во время военных действий (аяты 92-104).
Освещается тема предательства и прельщения злом (аяты 105-126). Затрагивается вопрос о справедливом отношении к женщинам и сиротам; говорится, что в результате веры речь должна быть праведной, искренней и сдержанной (аяты 127-152).
Рассказывается, каким образом народ, обладающий Писанием, за редкими исключениями, вновь и вновь впадает в заблуждение (аяты 153-176) [1].

Примечания:
  1. Йусуф Али «The Holy Qur’an» (Священный Коран: Текст, перевод и комментарии), 1938 г.