Арабская община в Москве

Арабы — выходцы из стран, где арабский язык является государственным. Следует учитывать, что по этнической принадлежности жителей таких стран можно подразделить не только на этнических арабов, но и на курдов (жители Ирака, Сирии), берберов (жители Ливии, Алжира, Марокко, Туниса, Мавритании), турок или туркменов (жители Саудовской Аравии, Сирии, Ирака и некоторых других стран). В перечисленных странах проживают и другие этнические группы.

Арабы появились в Москве примерно в 16 веке, но приезжали лишь арабы, исповедующие православие. Обмен информацией касался не только религиозного аспекта, эти арабы так же доносили данные Посольскому приказу о мусульманском мире и рассказывали московским правителям о Ближнем Востоке, объясняли значение сакральных символов этого мира.
Такая ситуация сохранялась и в дореволюционный период. Арабы, находившиеся в те времена в Москве, были в основном выходцами Леванта и придерживались христианства.

Лишь в советские времена начала формироваться современная община московских арабов. Это были студенты из восточных стран, так же политические эмигранты из нестабильных регионов. Практически все эти арабы были коммунистами. Так самая первая сирийская семья, которая поселилась в Москве в 1963году, состояла из арабов-христиан, членов сирийской компартии. Встречались представители и других националистических партий, к примеру, БААС Сирии, Ирака, Арабский социалистический союз и другие, с которыми в СССР поддерживались дружеские отношения.

При этом в арабских странах были свои особенности прокоммунистических движений – такие как отсутствие полного отказа от религии (что было характерно для СССР). Некоторые из правящих режимов арабских стран даже применяли в своих лозунгах исламскую фразеологию, к примеру, в Египте призывали построить исламский социализм. Благодаря этому в Советском союзе сохранились некоторые мечети (например, Соборная мечеть Москвы), которые использовались для «показа» и сохранения дружественных отношений.

Численность

С распадом СССР численность арабов в Москве резко увеличилась. И также значительно ослаб контроль за религиозными настроениями проживающих на территории России иностранцев, иностранцев, принявших гражданство России и мусульман российского происхождения. Что незамедлительно отразилось на жизни арабов-мусульман, проживающих в Москве.

Начиная с советского времени в помещении для молитв Египетского культурного центра стали проводиться пятничные молитвы. А затем джума-намаз стали проводить в здании посольства Саудовской Аравии, изначально эти помещения были открыты для всех мусульман, но в 200-2004 годах посещение стало доступным только для представителей дипломатического корпуса. Также появились помещения для молитв в гостинице «Космос».

Значительным событием стало открытие «Аль-Марказ аль-исламий» в 1992 году. Организаторами всех этих мероприятий всегда были арабы, и в центрах все проходило только на арабском языке.

Согласно переписи 1989 года суммарное число арабов в Москве было 1261 человек. В 2002 году по переписи их количество в Московской области составляло 357 человек, а в самой Москве 3663 человека.

В наше время, согласно данным Федерации мигрантов России в Москве проживает: сирийцев 7 тысяч человек (по другим данным около 20 тысяч) из которых мусульман, в том числе и алавитов – 95%. Палестинцев – 1500 человек (мусульман – 97%). Ливанцев – 1000 человек, из которых мусульман, считая друзов – 85%. Иракцев – порядка 300 челловек учитывая иракских курдов – около 600 человек. Йеменцев – около 800 человек. Египтян – 300 человек (90% мусульман). Марокканцев – 1500 человек. Алжирцев – в районе 1500 человек. Тунисцы – 300 человек. Ливийцы – 80 человек. Суданцы – 800 человек. Выходцев из стран Персидского залива, в том числе из Саудовской Аравии – 50 человек (в основном это студенты). Таким образом, общее количество арабов в Москве и Московской области составляет от 13530 до 14430 человек.

Как видно из приведенной статистики – самой крупной арабской общиной является сирийская. Наибольшее количество арабов прибыло из Шама (Левант).

Деятельность

Большая часть арабов, проживающих в столице – выпускники вузов Москвы, с высоким уровнем образования, одним из преимуществ которого в данном случае является обучение на русском языке. Основная масса московских арабов работает в сфере бизнеса. В основном занимаются торговлей, экспортно-импортными операциями, ведут ресторанный бизнес.

Среди выходцев из арабских стран, есть ученые технических наук, философии, медицины и прочих. Так ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН является сириец Тауфик Ибрагим.
Большая часть российских арабов имеют гражданство России. Многие заключают браки с коренными россиянами. В настоящее время идет уже второе поколение российских арабов, по религиозным и национальным признакам они идентифицируются по аналогичным показателям своих родителей.

Основными центрами для арабов Москвы можно назвать школы посольства Саудовской Аравии и Иракского посольства. Данные школы открыты и для российских граждан.

По религиозным направлениям московские арабы делятся на суннитов всех четырех масхабов (есть и внемазхабные саляфиты), шиитов, друзов, алавитов.

В 1990-х годах в Москве существовало много арабских мусульманских организаций, но они не отличались особой активностью и эффективностью. Единственным исключением был фонд «Ибрагим Аль Ибрагим». Весьма слабой является и издательская деятельность арабов Москвы, самым крупным периодическим изданием можно назвать бюллетень на арабском языке «Эмигранты», выпускаемый посольством Сирии всего несколько раз в год тиражом в 5000 экземпляров. Но стоить отметить, что на частном уровне зачастую деятельность некоторых арабов весьма активна и продуктивна.[1]

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.