Арабские исламские организации

Арабские исламские организации – так называют благотворительные фонды и организации, которые были созданы арабскими учредителями в России в 1990-2000 годах.

Из данных организаций самыми известными были: «Ан-Надва аль-алямийа ли аш-шабаб аль-исламий» (Всемирный форум исламской молодежи), «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим«, «Хаят аль-Игаса аль-исламийя аль-алямийя» (Всемирная исламская организация спасения), «Хаят аль-Игаса аль-исламийя аль-алямийя» (Всемирная исламская организация спасения), «Тайиба аль-хайрийа«, «Замзам» и другие.

В СССР был официальный запрет на развитие религии. Поэтому умма находилась в упадническом положении – практически не было мечетей, отсутствовала система мусульманского образования. После развала СССР и снятия «железного занавеса» помочь российской умме решили зарубежные мусульмане.

К тому же за время существования СССР вакфы (социальные институты, с помощью которых мусульманские общины могли самостоятельно свои проблемы) были уничтожены, либо экспроприированы государством.

Поэтому, учитывая такие условия, вполне логичным было создание различных фондов, через которые благотворители из мусульманских стран могли оказать помощь своим российским единоверцам. Так и были созданы Арабские исламские организации.

В основном арабские исламские организации были организованны как российские филиалы различных организаций и благотворительных фондов, а штаб-квартиры находились в Европе, США или в арабских странах. Некоторые арабские исламские организации были оформлены как российские, с российскими учредителями. Практически все арабские исламские организации были компаниями-резидентами. Это упрощало проведение банковских операций и отражалось на механизме выбора руководящих кадров, которые подбирались согласно арабским традициям – должности получали личные знакомые, либо на основе этнических и земляческих связей. Но данный подход был обусловлен не только традициями, но и тем, что на тот момент российское общество было крайне коррумпировано.

Таким образом руководящие должности в арабских исламских организациях были поставлены студенты арабы, которые обучались на врачей, инженеров в российских вузах. Не имея навыков работы с людьми, организаторской работы они стали директорами и заместителями глав фондов, они получили доступ к немалым финансовым средствам.

В основном они занимались написанием руководству отчетов и благодарностей спонсорам за представленные фондам суммы.

Некоторые из исламских организаций вели реальную деятельность, это те, которые занимались строительством медресе и мечетей. В основном данные проекты осуществлялись за счет долевого участия с мусульманами, проживающими в местах строительства, либо же осуществлялось достраивание незавершенных объектов.

Также проводились благотворительные ифтары и курбаны. Что являлось помощью малообеспеченным гражданам и являлось выражением реального приложения средств их фондов.

В 1993 году одной из арабских исламских организаций («Хаят аль-Игаса») была отправлена гуманитарная помощь в Таджикистан (после прошедшей в нем гражданской войны).

Еще данными организациями осуществлялась выплата зарплат преподавателям медресе и курсов, в тоже время эти зарплаты были гораздо меньшими по сравнению с оплатами сотрудников офисов, а особенно с зарплатами арабов.

При всем этом за исключением фонда «Ибрагим Аль Ибрагим» арабские исламские организации не занимались издательской деятельностью. Игнорировалась и научная деятельность. Единственная организация, которая проводила научную деятельность – российский филиал Королевской комиссии по научным знамениям в Коране и Сунне.

Данной организацией была проведена в 1993 году Международная научная конференция в Москве. По проблеме развития научной деятельности. Присутствовали на конференции в основном зарубежные ученые. Но снова дало знать о себе отсутствие навыков проведения подобных мероприятий – не привлекались СМИ, по итогам вышла лишь одна брошюра, но и та не была распространена среди российских мусульман.

Помимо центральных офисов существовали и региональные отделения арабских исламских организаций. В работе региональных отделений был диссонанс. Региональные проекты отличались более масштабной капитализацией. Не смотря на связь регионов с Московскими центрами, не редко возникали инциденты по поводу хищения средств в региональных отделениях, что порождало скандалы. Так некоторыми сотрудниками организации «Хаят аль-Игаса» было заявлено, что практически половина бюджета данной состоятельной организации шла на зарплату сотрудников арабского происхождения. А в некоторых арабских исламских организациях оплата работы арабов была еще выше.

С 1990-х годов данные организации на фоне их непонятной деятельности (присутствовала видимость активной работы, но при этом не было явных результатов) стали подвергаться со стороны контролирующих органов России многочисленным масштабным проверкам.

Далее с подачи силовых структур и контролирующих органов России в СМИ стало распространяться мнение, что арабские исламские организации тесно связаны с экстремистскими организациями Северного Кавказа. Под влиянием этого к середине 1990 годов большая часть арабских исламских организаций прекратила свою деятельность.

После второй чеченской войны 1999 года закрылся еще ряд организаций, основание для закрытия послужило обвинение (бездоказательное) в пособничестве террористам.

Анализируя деятельность арабских исламских организаций можно твердо сказать, что в их работе не было плановости и адекватной организации. Ошибочным было отсутствие системы подготовки кадров, отсутствие специалистов мусульман. Данными организациями были потрачены огромные финансовые средства, но при этом так и не создался институт вакфов. Так же было проигнорировано создание в России мусульманских СМИ, это было большим упущением, потому что такие СМИ в дальнейшем могли проводить акции поддержки.

Способствовало краху практически всех организаций способствовало и непонимание специфики российского общества и конфликтная обстановка в самих организациях.

В дальнейшем деятельность этих организаций была ограничена использованием грантов, а реальная работа была неэффективной и явно не соответствовала затраченным на ее проведение средствам.

До сих пор неизвестно что произошло с недвижимостью, принадлежавшей арабским исламским организациям.[1]

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.