Сура 30. АР-РУМ

«АР-РУМ» — тридцатая сура Корана.
Как уже говорилось во введении к предыдущей суре, данная сура также занимается темой Маада или конечной целью всех вещей, рассматривая ее с различных точек зрения. В предыдущей суре показано, что Послание связано с жизнью и деятельностью человека, а время (рассматриваемое в перспективе будущего и прошлого) демонстрирует хрупкость здешней жизни. В данной суре тема времени и его загадки, а также история человечества выходит на передний план и рассматриваются на фоне эволюции мира во всех своих аспектах. Деформации, совершенные человеком, устранит Аллах, всеобъемлющие предначертания которого указывают на будущую жизнь. Мы увидим, что следующие далее суры (31 и 32) разрабатывают ту же тему, но с различных точек зрения. Все три начинаются одними и теми же сокращениями — Алиф Лам Мим, которые я во избежание догматизма понимаю как символы прошлого, настоящего и будущего.
Важно хронологическое определение данной суры. Она была ниспослана за 6 или 7 лет до хиджры. Это соответствует 615-616 гг. христианского летосчисления, когда толпы завоевателей-персов хлынули на восточную Римскую империю. Христианская Римская империя потеряла Иерусалим, завоеванный персами, и христиане вынуждены были смириться с унижением. Изменить положение дел казалось тогда невозможным, тем более в столь короткий период времени, исчисляемый в 8-9 лет, причем даже при условии четкого представления о соотношении сил двух великих государств. Язычники-курайшиты, симпатизировавшие персам, торжествовали, усилив издевательства и гонения на пророка, чье Послание, тем не менее, было обновлением Послания, проповедовавшегося Исой в Иерусалиме. Далее аяты 1-2 данной суры предсказывают полное и окончательное поражение персов, выступая своеобразной точкой отсчета началу краха персидского государства. Исполнение этих предсказаний не вызывает сомнений. Заносчивые мекканские идолопоклонники бились об заклад с Абу Бакром, однако проиграли.
Тем не менее, подъем и падение столь мощных государств, какими были персидское и римское, — всего лишь незначительные события на шахматной доске времени, если сравнить их с гораздо более мощным движением, начавшимся с распространением ислама. За 7 или 6 лет до хиджры и в течение года или двух после Хиджры, ислам пробивал себе дорогу в мир, будучи еще слабым голосом совести человечества. На него почти никто не обращал внимания, а он ссылался на свое Божественное происхождение; его оскорбляли, подвергали нападкам, гонениям, бойкотам и (судя по всему) нажиму. Страдания в Таифе (за два года до хиджры) и смертельный заговор накануне хиджры еще предстояли пророку. Но ничто не могло остановить предначертания Аллаха. Бадр (через 2 года после Хиджры = 624 г. н.э.) по праву считается днем принятия решения, поскольку он стал переломным моментом в событиях ранней исламской истории. Причем это было в том же году, когда произошел перелом в соотношении сил между персами и римлянами. Значительные события еще впереди. С помощью ислама создан новый мир, и эта духовная революция стала событием гораздо более важным в мировой истории. Низложение христианского духовенства и конец поклонению лжебогам, восстановление простоты в жизни и вере, оправдание земной жизни как первого шага к восприятию жизни будущей, отказ от суеверий и теологических препирательств, их отмена и обращение к разумным изысканиям и знаниям, познания того, что Божественное — это не только отдельная сфера, именуемая «религией», но как раз наоборот, — то, что охватывает совокупную жизнь, образ мышления и чувства, — все это было и остается истинным Посланием ислама и его задачей. Его стремления и бор продолжаются, принося плоды, что находит свое подтверждение в многовековой истории человечества [1].

Краткое содержание

Первые аяты данной суры ниспосланы по особому поводу — по случаю победы персов над римлянами. В то время римляне уже перешли в христианскую веру, персы же были огнепоклонниками, то есть немонотеистической веры. Это событие дало повод мекканцам-язычникам к превознесению политеизма в ущерб монотеизму, позволяя им надеяться, что и; религия, в конце концов, победит ислам. В подобной ситуации ниспосланы первые аял данной суры, неся радостную весть о победе, которая будет одержана через несколько лет. Это известие было призвано исполнить всех верующих радостью, ибо что могло быть радостнее, чем победа, завоеванная верующими, последователями религии [2].
Прилив и отлив земного могущества, символами которых в данном случае выступают конфликты двух великих сил — Рима и Персии, — всего лишь видимость. Глубокий смысл скрывается в функции Вселенной, сотворенной Аллахом — суть его в том, что добро и зло достигнут своей конечной цели (аяты 1-19).
Физические, моральные и духовные перемены, происходящие в разнообразных творениях Аллаха, указывают на единство природы и религии. Человек не может быть исключен этого единства, он может лишь поклоняться Ему, единственному Аллаху, ибо нет никого, подобного Ему (аяты 20-40).
Руками человека совершались предосудительные и злые деяния но Аллах очищает моральный мир и физическую природу, укрепляя слабых и сокрушая могущественных, когда наступает положенный срок. Поэтому ждите терпеливо и непоколебимо и не отчаивайтесь (аяты 41-60).

Примечания:
  1. Йусуф Али «The Holy Qur’an» (Священный Коран: Текст, перевод и комментарии), 1938 г.
  2. Саид Кутб «Фи зыляль аль-Кур’ан» (Под сенью Корана), 1965 г.