Сура 37. АС-САФФАТ

«АС-САФФАТ» – тридцать седьмая сура Корана.
Как уже было объяснено во введении к суре 34, это четвертая сура, стоящая в ряде сур, в которых тайны духовного мира проявляются различными способами с целью защиты от зла и его окончательного уничтожения. Победа над злом всегда связана с Посланием, а здесь показана последовательная борьба и содержится призыв к ангелам на небесах и к предыдущим посланникам в человеческой истории, начиная от Нуха до Йунуса. С хронологической точки зрения настоящая сура принадлежит к началу среднего мекканского периода.
Данная мекканская сура обнаруживает сходство с предыдущей — она состоит из кратких аятов, обладает быстрым ритмом, богата разнообразными сценами, картинами и описаниями, и производит сильное впечатление. Подобно остальным мекканским сурам, она также стремится вселить истинную веру в мусульманские сердца.
Эта сура стремится уничтожить языческое суеверие и вообще ложные представления, особенно представление о каких бы то ни было связях между джиннами и Аллахом, родственных или брачных, а также об ангелах как дочерях, рожденных в браке джиннов с Аллахом. Сура показывает, насколько бессмысленны и беспочвенны подобные и иные представления идолопоклонников об Аллахе.

Краткое содержание

На основании знамений во Вселенной сура доказывает Единство Аллаха, описывает сцены Дня Суда, когда отвергаются ложные утверждения идолопоклонников, а за идолопоклонничество следует заслуженное наказание.
Повествуется о Послании Аллаха посланнику Мухаммаду и о том, как оно ниспосылалось посланникам, бывшим до него. Упоминаются рассказы о Нухе, Ибрахиме и его сыновьях, о Мусе, Харуне, Илйасе, Луте и Йунусе, а также показывается наступление неизбежного конца, когда посланники Аллаха и их верные последователи спасаются, а грешники гибнут.
Повествование об испытании, которому подвергается Ибрахим, о том, как он его выдерживает, являет собой пример истинной верности и абсолютного послушания, проявленных рабом Аллаха.
Сура начинается клятвой Аллаха могучими ангелами, непрестанно Его восхваляющими; затем упоминаются жестокие шайтаны, которые напрасно пытаются что-либо узнать о событиях, происходящих на небе.
Сура заканчивается подчеркиванием возвышенности Аллаха и молитвой за всех Его посланников, а также Его восхвалением [1].
Через все тайны неба и земли проходит грань, разделяющая добро и зло: следует определение ее цели (аяты 1-74).
В борьбе со злом побеждают Нух, Ибрахим, Муса, Харун, Илйас и Лут (аяты 75-138).
То же самое происходит и с Йунусом, который восхвалял Аллаха. Нечестивые приписывают Аллаху то, что Ему не подобает. Посланники Аллаха борются за Его прославление и в конечном итоге одерживают победу (аяты 139-182) [2].

Примечания:
  1. Саид Кутб «Фи зыляль аль-Кур’ан» (Под сенью Корана), 1965 г.
  2. Йусуф Али «The Holy Qur’an» (Священный Коран: Текст, перевод и комментарии), 1938 г.