Сура 9. АТ-ТАУБА

«АТ-ТАУБА» — девятая сура Корана.
Эта сура является логическим продолжением предыдущей и может рассматриваться как ее часть, хотя они отделены друг от друга сроком в семь лет.
Как мы видели, сура 8 была посвящена большей частью вопросам жизни новой общины или заново организованной нации: оборона от врагов, дележ военной добычи, необходимые добродетели в общем деле, милосердие и предупредительность по отношению к своим и к противнику после победы над ним. В этой же суре поднимаются следующие вопросы: как быть, когда противник нарушает договор и изменяет слову? Ни один народ не может придерживаться договора, если партнер намеренно его нарушает, однако здесь устанавливается срок в четыре месяца для его расторжения, во время которого должна быть гарантирована определенная безопасность. Кроме того, противнику всегда должна быть предоставлена возможность для обращения и воссоединения с народом Аллаха. Если все меры не помогут и война будет неизбежной, она должна вестись с крайней решимостью.
Это основные принципы, которые вытекают из этой суры. Непосредственный повод для ее ниспослания виден из хронологии.
Аяты 1-19 — это политический призыв, который был сделан в месяц шавваль на 9-м году после хиджры и обнародован Али два месяца спустя, по случаю паломничества, чтобы сделать его достоянием как можно большего числа верующих. Остальные аяты (30-129) ниспосланы раньше, примерно в месяц рамадан того же года, и содержат выводы из летнего похода пророка на Табук.
Табук расположен недалеко от границы с Византией, к югу от юго-западной части Палестины, на нынешней Хиджазской железнодорожной магистрали, в 500 км к северо-западу от Медины. Тогда там были крепость и пресный источник. Побуждаемый упорными слухами о задуманном византийцами нападении на Аравию и о прибытии самого императора Восточно-Римской империи, пророк собрал всю военную мощь и выступил на Табук. Но вторжение византийцев не состоялось. Пророк воспользовался случаем, чтобы укрепить позиции мусульман на этом направлении и заключить с иудейскими и христианскими племенами, жившими близ Акабского залива, договоры о союзничестве. По возвращении в Медину ему пришлось заново обдумать положение. Во время его отсутствия лицемеры предали его, и надо было менять прежнюю политику свободного доступа к священному центру ислама для мусульман и неверных, поскольку враги ислама стали злоупотреблять ею.
Эта сура — единственная в Коране, которая не предваряется словами «Бисми ляхи аль-Рахмани аль-Рахим» (Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!). Это одна из последних ниспосланных сур, и, хотя пророк велел поставить ее после суры 8, было неясно, является ли она самостоятельной или лишь частью этой суры: Сегодня она считается отдельной сурой, но «басмилла» перед ней не ставится, потому что нет причины предполагать, что пророк произнес ее. Она имеет разные названия: самое известное — «Тауба» («покаяние», «обращение») со ссылкой на 104-й аят; еще она называется «Бара’а» («отречение», «льгота», «неприкосновенность») — по первому слову первого аята.

Краткое содержание

Договоры с язычниками, нарушившими их условия, расторгаются, но дается четырехмесячный срок для исправления. Доступ язычникам к Священной мечети отныне закрыт (аяты 1-29).
Люди Писания извратили руководство Аллаха, но Его истина должна восторжествовать Будем готовы бороться за веру, живущую в нас, иначе не будем достойны выступать за дело Аллаха, и Он заменит нас другим народом (аяты 30-42).
Лицемеры и их происки разоблачены. Наказание для них так же неминуемо, как награда для благочестивых (аяты 43-72).
Всякому злу следует противиться, пока оно не будет искоренено. Ложь не довольствуется вероломством, а еще и насмехается над всяким добром; не следует испытывать зависть, а надо лишь избегать ее (аяты 73-99).
Милость у Аллаха ко всем честным и приносящим жертвы ради Его дела. Он прощает всем, кто допускает грех, а потом раскаивается и обращается, но не тем, кто намеренно творит неправду и сеет среди верующих неверие и рознь. Аллах обращает Свою милость на тех, кто обращается к Нему, даже если они не выполняют своих обязанностей или выполняют плохо (аяты 100-118).
Верующие должны быть с праведными и честными и вместе с ними выполнять свой долг. Когда умма покидает место жительства, часть должна остаться, чтобы основательно заниматься религией и учить единоверцев при их возвращении. Каждая сура умножает веру верующих, а у больных сердцем умножает сомнения (аяты 119-129) [1].
В этой суре отсутствует обычная «басмилла» (Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!), как в Коране Османа, на котором основаны все издания. Тирмидхи сообщает об Ибн ‘Аббасе. который говорил: «Я спросил Османа бин Аффана: что заставило вас поставить суру «Анфаль», в которой меньше ста аятов, перед сурой «Бара’а», в которой гораздо больше ста аятов, без «бисмаллы» между ними и присоединить их к семи большим сурам? Осман ответил: «Когда пророку ниспосылались аяты Корана, он призывал писцов и говорил: «Поставьте этот аят в суру такую-то». Сура «Анфаль» была одной из первых, сура «Бара’а» — одной из последних. Их история так похожа, что я подумал — это одна сура. Пророк умер, не сказав нам, является ли «ат-Тауба» частью суру «аль-Анфаль». Поэтому я поставил их одну за другой, но без «бисмаллы». И я присовокупил их к семи большим сурам».

Примечания:
  1. Йусуф Али «The Holy Qur’an» (Священный Коран: Текст, перевод и комментарии), 1938 г.