Ахмадия

Ахмадия, ахмадие, кадиани — община, созданная в Индии (Пенджаб), Мирзой Гуламом Ахмадом Кадиани (1835-1908), называемая Анджуман-и ахмадийа.

История

В 1891 г. последователи Кадиани признали его последним пророком (наби), в котором воплотились идеи махди мусульман, мессия христиан и иудеев и аватара индуистского бога Кришны. После смерти Кадиани его последователи выбрали преемника, и стали действовать как независимая религиозная группа.
Победа национально-освободительного движения и раздел в 1947 г. Индии на два государства привели к расколу ахмадии. Лахорская группа стала центром пакистанской ветви, многие из этой группы занимали правительственные посты в середине 20 в. в Пакистане. Экономическое соперничество и борьба за политическую власть неоднократно приводили к «антиахмадийским» волнениям и в Индии, и в Пакистане. После 1947 года ряды секты пополнились представителями социальных низов. Рядовые члены секты заняты в основном религиозно-просветительской деятельностью и общинным хозяйством. В настоящее время индийские и пакистанские общины ахмадии насчитывают около 3,5 млн человек, большая часть которых проживает в Пакистане. В результате активной миссионерской деятельности ее общины ныне имеются в 32 странах Азии, Африки, Европы и Северной Америки.
В 1984 г. правительство Пакистана объявило движение неисламским за то, что оно утверждает существование пророков, приходивших после Мухаммада, и общине пришлось перебраться в Лондон.

Взгляды

Основные положения вероучения: возврат к принципу «равенства», утвердившемуся еще в эпоху раннего ислама, благотворительная деятельность в пользу неимущих; реализация принципа равенства путем перераспределения налогов в исламской общине. Ахмадия утверждает право каждого народа на свою Мекку и своего пророка. Их символ веры содержит упоминание о Мирзе Гуламе Ахмаде. «Хадж» они совершают в Пенджаб, в город Кадиан, где жил основатель учения.
К особенностям учения относится сочетание в нем религиозно-мистических и рационалистических элементов. Так, в качестве аргументов, призванных доказать, что Христос не умер на кресте, а проделал путешествие по Индии и похоронен в г. Сринагаре (Северная Индия), используют библейские и коранические сюжеты, привлекают данные медицины, антропологии, лингвистики.
Течение уделяет большое внимание миссионерской (дава) и просветительской деятельности, публикует многочисленные трактаты.

Термин ахмадия используется и как название одного из основных суфийских братств, находящегося в Египте и известного как али-бадавийа.