Башкирская община в Москве

Башкирская община в Москве – в данном случае существует проблема описания, так как сложно отделить данную общину от близкородственной общины татар. Этническая самоиндификация коренного (в том числе и выходцев) тюрко-мусульманского населения таких городов и их областей, как Башкортостан, Челябинск, Оренбург, Пермь, Екатеринбург, части районов Татарстана и некоторых других регионов значительно колеблется между татарской и башкирской. Данный показатель зависит от ряда факторов: от того, к какому сословию принадлежали предки в 16 – начале 20 веков, также играло роль, к какому субъекту РФ относилась та или иная территория и другие факторы. Нередко получалось, что в пределах одной семьи встречаются по этническому показателю и башкиры и татары. Осложняет ситуацию высокий процент бракосочетаний между башкирами и татарами, которые не воспринимаются как смешанные. При всем этом в языковом отношении говоры пермских татар и татар-тептярей находятся в промежуточном положении между башкирским и татарским языками. Под татароязычностью башкир подразумевают тептярский говор.
Также общими являются и народные праздники. Таким образом, четко разделить общины башкир и татар не предоставляется возможным.

Доподлинно известно, что башкиры участвовали в качестве делегатов во Всероссийском мусульманском съезде 1917 года, проходящего в Москве.
В советское время московская башкирская община (наряду с татарами) постепенно росла. Из отличий между башкирами и татарами советского времени можно выделить более высокий статус башкир. Достигли они этого вследствие отсутствия в Москве башкир низкого социального статуса.
Миграция башкир и татар из Башкортостана и далеких регионов, была в меньшей степени трудовой, если сравнивать с трудовой миграцией татар из Нижегородской, Ульяновской, Пензенской областей. Мордовии и Буинского района Татарстана.
В 1970-х годах из переезжавших в Москву башкир были в основном ученые, офицеры, представители интеллигенции. В эти годы в Башкортостане проводился лимитированный набор на различные работы в Москве. С распадом СССР миграция стала носить характер бизнес-миграции. Эта ситуация сохраняется и в наше время. Это объясняется тем, что Башкортостан богатый регион, и большинство его жителей приезжают в столицу России, чтобы развить здесь вой бизнес. Или же мигрируют те, кто не может самореализоваться в своей республике, например Ф. Кадыров президент банка «Восток».
В последнее время правительство Башкортостана пытается усилить свое влияние среди московской башкирской общины. С этой же целью происходит ежегодная поддержка правительством Татарстана и Москвы народного татаро-башкирского праздника – сабантуя.

Численность

Согласно переписи 1989 года в Москве проживает 5417 башкир, в Московской области – 2993. по данным переписи 2002 года это соотношение уже 5941 человек в Москве и 3565 человек в Московской области. Это указывает на небольшой прирост в общине башкир, обусловленный как миграцией, так и естественными факторами.[1]

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.