Бекташия

Бекташия, бекташи — суфийское братство, сложившееся в Малой Азии в 12—13 вв. и получившее распространение в Турции и на Балканах. Название братства возводят к Хаджи Бекташу Руми или к бродячему проповеднику, полулегендарному каландару Хаджи Бекташу Вали Нишапури Хорасани (604/1208-668/1270).
Доктрина и обряды братства синкретические, то есть являют собой смесь из язычества, христианства и ислама.

Взгляды

Несмотря на то, что бекташи изначально снискало себе репутацию суннитского братства, его доктрина и обряды являются смесью разнородных элементов. Они включают учения аскето-мистических школ, разнообразные представления древнеязыческой доисламской культуры, местного тюркоязычного населения, а также воззрения христианских сект Малой Азии и шиитские доктрины.
Невозможно говорить о сколько-нибудь единой системе мировоззрения группы, поскольку в ней представлены взгляды, взаимоисключающие друг друга.
Бекташия практиковало, например, громкий зикр и радения с танцами и пением под музыку, в ряде общин была принята исповедь руководителю, который отпускал грехи, ритуал посвящения завершался всеобщей трапезой с вином и сыром, главным праздником считался день рождения Али.
Члены носили белого цвета конический головной убор, широкую накидку (хирка) того же цвета и различные аксессуары, типичные только для братства.

История

Окончательное становление бекташии связывается с деятельностью Балим Султана (умер в 1516 г.), при котором братство приняло четкие формы организации со строгой дисциплиной, системой соподчинения, разработанным ритуалом приема и посвящения новых членов братства, со своей символикой и одеждой. При нем же бекташия добилось большого влияния среди янычар (турецкая регулярная пехота, комплектовавшаяся путем набора мальчиков из христианского населения Османской империи). Вслед за османскими завоеваниями бекташия распространилось по всему Ближнему Востоку и проникло на Балканы.
Братство было тесно связано с янычарами, его шейхи имели большое влияние на государственную политику Османской империи, особенно в 15-16 вв. В 1826 г. корпус янычар был уничтожен, а бекташия запрещена. В середине 19 в. братство вернуло утраченное влияние в обществе, но раскололось на три формально не выделившиеся ветви: бекташи, деде и челеби.

В 1925 г., когда в Турции были запрещены все суфийские братства, орден обосновался в Албании, где находится религиозный центр братства и многочисленные обители. В настоящее время имеются обители в Хорватии и США.

Значение

Распространенное при своем зарождении в основном среди тюркского кочевого и оседлого населения, братство по мере своего развития оказало огромное влияние на становление религиозного мировоззрения турецкого народа, на развитие его культуры, музыки, литературы. В настоящее время — одна из официальных религий Албании, последователи которой есть в Турции и Ираке.