Биги Муса

Биги (Бигеев) Муса Яруллович – видный общественный деятель, теолог, автор около 120 филосовских трудов, лидер татарского национального движения. Способствовал возрождению и становлению духовной культуры татарского народа.

Биография
Годы жизни 1874-1949 года. Родился в селе Кикино Пензенской губернии. Его отец служил ахуном в Ростове-на-Дону. Отец умер рано и Муса Яруллович вместе с братом Захиром (в дальнейшем ставшим основоположником татарской прозы нового времени) воспитывался одной матерью.
Окончил Ростовское реальное училище, медресе в «Приозерном» (Казань). Религии также обучался в Бухаре. Получить светское образование в Ростове не смог и отправился в Стамбул, где продолжил свое религиозное образование. Там он брал уроки религии у некоторых преподавателей каирского университета аль-Азхар, например у известного Мухаммада Абдо (арабский религиозный реформатор). Также занимался самостоятельно в каирских библиотеках.

Затем на протяжении двух лет проходил обучение в Медине и Мекке, Индии. Затем вернулся в Каир и начал научную деятельность. Написал работу «История Корана и его списков» («Тарих аль-Куран ва-ль-масахиф»). Эта работа была опубликована отдельной книгой в 1905 году в Казани, а в 1907 году была опубликована в «Аль-Манар» (каирский журнал).

В 1904 году приехал в Санкт-Петербург. Стал вольнослушателем юридического факультета Императорского Петербургского университета. Начал вести активную общественно-политическую жизнь. Участвовал в организации Всероссийских мусульманских съездов 1905-1906 годов, проходивших в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Помогал составить уставы и программы партии «Иттифак аль-муслимин», по итогам на основе собранных материалов о религиозно-политеческом движении мусульман России издал книгу «Ислахат асаслары».

Придерживался либеральных взглядов, как в образовании, так и в религии.

Биги М.Я. с Г. Ибрахимом участвовали в издании газет на арабском языке «Ученик» («Тилмиз») и «Согласие» («Ульфат»). На страницах этих газет публиковал множество своих статей. Печатался и в газетах «Аль-аср аль-джадид», «Вакыт», где свои работы подписывал Муса Джаруллах (после принятия идей джадидизма).

Подготовил в 1912 году перевод Корана на татарском языке, но он так и не вышел в свет.

В 1913 году совместно с Гаязовым Исхаки (известный татарский писатель) стал издавать газету «Страна» («Иль») в Петербурге. Газета просуществовала недолго и вскоре была закрыта.

Много времени посвящал научной деятельности. Выпустил много трудов по религии и философии. Наиболее известные: «Пост в длинные дни» (1912 год), «Установление фикха» (1912 год), «Доказательства Божьей всемилости» (1911 год). Последний труд вызвал резонанс в обществе мусульман своей основной идее о том, что милость Аллах объемлет все людей, независимо от их религиозной принадлежности. Эта идея противоречила принципам ортодоксального ислама, хотя и не была новой как в исламе, так и в христианстве.

Так же многие идеи Мусы Ярулловича подверглись критике на Ближнем и Среднем Востоке. Основная критика была в связи с порицанием Бигиева некоторых авторитетных мутакаллимов и факихов. За что один из известных турецких теологов назвал Мусу Яруловича «Лютером ислама». В 1914 году о Бигиеве была даже опубликована статья в журнале «Исторический вестник» под названием «Мусульманский Лютер».

Муса Яруллович в 1914 году принимал активное участие IV Всероссийского мусульманского съезда в Санкт-Петербурге, был секретарем данного съезда.

После революции получил должность ахуна первого магометанского прихода. Стал имам-хатыбом Петроградской Соборной мечети.

Участвовал также в работе I Всероссийского мусульманского съезда проходящего в мае 1917 года. На данном съезде также исполнял обязанности секретаря. По итогам съезда был избран членом Всероссийского мусульманского совета. В дальнейшем принимал участие во всех съездах, вел их отчеты. В дальнейшем издал эти отчеты и некоторые документы общественно-политической жизни татар отдельной книгой, носившей название «Основы реформ» (Ислахат асаслары).

Не покинул Россию и после революции в октябре. После становления советской власти – пытался сотрудничать с ее руководством. Так Муса Яруллович был на встрече с В.И. Лениным и И.В. Сталиным.
В 1920 и 1923 годах был делегатом Всероссийских съездов, проходящих в Уфе.
В 1921 году был арестован ЧК Ташкента на 50 дней.
в Берлине в 1923 году была издана его книга «Азбука ислама» («Исламият алифбасы»). Данный труд был своеобразным ответом на опубликованный в 1919 году учебник «Азбука коммунизма» Н.И. Бухарина.
В ноябре 1923 году был снова арестован, на этот раз в Москве и по решению комиссии по административным высылкам был выслан из Петрограда сроком на два года. Выслали его в Москву, где он находился под надзором властей. В Москве он проживал у семьи Хакимджановых, своих друзей, по адресу улица Большая Татарская, д. 24, кв. 10. в эти годы он занимался преподаванием основ ислама в Исторической мечети.

По возвращению в Петроград становится научным работником областного отдела народного просвещения.
В 1926 году принимает участие в съезде мусульман Уфы и посещает всемирный мусульманский конгресс в Мекке.

Муса Яруллович как религиозный человек получил широкое признание в мусульманском мире. При этом он жил в бедности и в атмосфере травли. Вскоре Биги бы вынужден покинуть Россию, бежал через Среднюю Азию.
С 1930 по 1949 года он жил и работал в Афганистане, Иране, Египте, Германии, Финляндии, Китае, Японии, Яве, Суматре.
Умер в Каире в 1949 году в приюте для пожилых людей.[1]

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.