Вайнахская община в Москве

Вайнахская община в Москве и Подмосковье – самая молодая из всех мусульманских общин Москвы. Состоит из чеченцев, ингушей, народности Грузии (кистинцы, бацбийцы, орстхоевцы, мелхи).

Численность

В Москве вайнахи стали появляться лишь в 1960-1970-х годах. В основном это были те, кто не желал возвращаться в Чечено-Ингушетию после депортации в Среднюю Азию и Казахстан.
В 1990-2000 года начался основной поток миграции жителей из Чечни и Ингушетии в Москву.

Согласно переписи 1989 чеченцев в Москве проживало 2101 (без учета Подмосковья), ингушей – меньше тысячи человек. В 2002 году в Москве чеченцев было уже 14465 человек, в Московской области – 1941 человек. Ингушская община насчитывала в Москве – 4050 человек, в Московской области – 572 человека. Тем не менее, существуют статистики, по которым реальное количество выходцев из этих стран, проживающих в Москве и областях Москвы значительно больше.
В основном эта община представлена условно-временными мигрантами, которые официально числятся на свое родине.
Высокий рост общин обусловлен несколькими причинами: экономические потрясения страны после развала СССР и военные конфликты в Чечне и Ингушетии.

Ингуши Москвы представлены в основном выходцами из Пригородного района Северной Осетии (беженцы межэтнического конфликта, произошедшего в 1992 году). В дальнейшем всплески миграции ингушей в Москву совпадали с наплывом беженцев в Ингушетию и царящей там безработицей.

Что касается чеченцев: в 1990 году в Москву начали переезжать оппоненты дудаевского режима и их близкие. Затем стали мигрировать и мирные жители, пострадавшие в ходе военных действий в 1994-1996 годов. Далее стали прибывать жертвы противостояния с режимом Масхадова. Последняя массовая миграция была связана с военной кампанией 1999 года. Так же вайнахская община возрастала и за счет экономической миграции.

Род деятельности

Вайнахи Москвы и Подмосковья в основном занимаются мелким и средним бизнесом. В связи с криминальной обстановкой российского бизнеса 1990-х годов был отмечен высоких уровень криминальных элементов среди представителей данной общины. При этом нельзя говорить, что все чеченцы и ингуши, проживающие в Москве и ее областях того времени были заняты в криминальных и полукриминальных сферах. Среди вайнахов немало квалифицированных специалистов в разных областях (журналисты, врачи и другие). Есть среди них и ученые.

Вопреки распространенному мнению о всеобщей и высокой религиозности чеченцев и ингушей, можно отметить, что среди них действительно высокий процент соблюдающих религиозные предписания, но тем не менее этот процент не выше аналогичного показателя других этногрупп России. При всем этом для данных народностей характерно явление, когда совершение намаза практически не влияет на религиозное сознание и на другие стороны религиозной практики. К тому же, уровень религиозных знаний ниже, чем к примеру у таджиков, кумыков, дагестанцев, узбеков и арабов, проживающих в Москве и ее областях.

Тем не менее, существуют вайнахи, которые внесли большой вклад в развитие и социализацию российской уммы. Например, генеральные директора компании «Исламский мир» А. К. Эжаев и З. М. Мамиргов.

По религиозной принадлежности в основном вайнахи сунниты, придерживаются шафиитского масхаба. В последнее время среди вайнахов стала распространяться внемазхабная саляфийа. Большая часть московских вайнахов состоит в суфийских тарикатах — кадирийском (чеченцы и ингуши) и накшбандийском (только чеченцы).
В кадирийском тарикате распространенны вайнахские вирды (Кунта-хаджи и Бамат-гири-хаджи). В Москве более развит вирд Кунта-хаджи. В Исторической мечети Москвы каждую среду и субботу проходят зикры этого вирда.
Среди вайнахов есть и представители, поддерживающие идеи таблиг ад-дагва (согласно которым все сводится к исламскому призыву).
В своих суждениях вайнахи, как правило, безапелляционны и не склонны идти на компромиссы и искать взаимоприемлемые варианты.

Религиозные обряды вайнахи предпочитают проводить у имамов из своей среды, или же обращаются к имамам татарской, арабской или таджикской общин.

В вопросах брака развита этническая эндогамия (особенно среди ингушей). Неукоснительно соблюдается принцип тейповой экзогамии. Встречаются и браки с россиянками, но, как правило, такие браки скрывают от родственников. Нередки случаи полигамии.
Никах (бракосочетание) традиционно происходи в самом узком кругу. Это свидетели, жених, родители или представители со стороны невесты и невеста, которая находится при этом в соседнем помещении. После церемонии никаха начинается празднование свадьбы, на которое обычно приглашается большое количество гостей.

В случае смерти родственники умершего стараются похоронить покойного на его родине. Если это невозможно осуществить проводят похороны в Москве, в основном на Даниловском мусульманском кладбище.

Вайнахскому обществу присуща тейповая организация, что находит отражение в случае подбора кадров и сказывается на предпочтениях в общении. Для вайнахов характерно не нанимать соотечественников на малопрестижные виды работ, которыми, по их мнению, являются практически все работы по найму.

Для вайнахского общества характерно значительное имущественное расслоение, при этом отсутствуют виды помощи, способствующие малоимущим получить более высокооплачиваемую работу.

Из представителей интеллигенции можно отметить следующих людей: Руслан Хасбулатов, профессор, в 1991-1993 годах был председателем Верховного Совета РСФСР (РФ); Абдулла Хамзаев – председатель Верховного суда РСФСР, известный адвокат; Сажи Умалатов – один из лидеров леворадикального движения; Асламбек Аслаханов – советник президента РФ; Умар Джабраилов – член Совета Федерации РФ; Хусаин Джабраилов – бизнесмен, председатель в 2005-2007 годах движения «Российское исламское наследие».

Национально-культурные организации: центр «Дружба» («Даймохк») и Ингушский общественный центр. Центром «Даймохк» была оказана значительная помощь чеченским беженцам времен военных действий. Так же данным центром в 1993 году была устроена воскресная чеченская школа, в которой проходили занятия по изучению литературы, языка, хореографии и национальной этики.
Ингушским общественным центром была организовано обучение ингушскому языку в помещение Еврейского университета.[1]

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.