Гайба

Гайба, Гаиб (غَيْبٌ‎‎ араб. быть скрытым, невидимым) — шиитский термин, обозначающий невидимое, скрытое существование имама. Представление о гайба зародилось в среде «крайних» приверженцев Али.
Основоположником учения о гайба является Мухаммед ибн аль-Ханафия, его сторонники не верили в смерть Али и ожидали возвращения своего имама в качестве махди. Учение о гайба восприняли последователи двух основных ветвей шиитского исламаисмаилиты и имамиты. Последние провозгласили «скрытым» своего двенадцатого имама, исчезнувшего в 874 году, а начавшийся после этого период назвали «малым сокрытием» (аль-гайба ас-сагира). Во время «малой гайба» руководство общиной имамитов осуществляли «посланники» (сафиры) «скрытого» имама. В 940 г. умер последний, четвертый, сафир, и начался период «великого сокрытия» (аль-гайба аль-кабира), продолжающийся, по убеждению имамитов, и поныне. Руководство общиной взяли на себя духовные авторитеты, «люди религии» (риджаль ад-дин), некоторые из них претендовали на общение со «скрытым» имамом. Период «великого сокрытия» должен завершиться появлением «ожидаемого» имама, который восстановит справедливость на земле.
Вера в «скрытого» имама и в его неминуемое возвращение стала одним из главных догматов шиитов-имамитов.

В суфизме

Суфии именуют риджал ал-гайб (мужи сокровенного) членов невидимой суфийской иерархии, святых, полагая, что тайны ал-гайб можно постигнуть с помощью свойственного им эзотерического знания, что якобы ставит суфийских «святых» в один ряд с пророками и посланниками.

Этот взгляд вызывает резкие протесты суннитов, которые обвиняют в подобной ереси и суфиев, и астрологов, и оккультистов, и шиитов — словом, всех, кто применяет термин к человеку, который отсутствует в физическом мире, но присутствует в божественном, невидимом мире с Аллахом.
В Коране (3:174; 10:20-21 и др.) и в хадисах слово ал-гайб употребляется в значении сокровенного знания, доступного только Богу.