Сура 40. ГАФИР

«ГАФИР» — сороковая сура Корана.
Эта сура называется «аль-Му’мин» («Верующий») по рассказу одного верующего, народ которого находится под властью фараона, и который исповедует свою веру и смотрит в будущее (аяты 28-45). Она называется и «аль-Гафир» («Прощающий», аят 3). В суре 23, которая называется «аль-Му’минун» («Верующие»), исследуется тема коллективной силы веры и добродетелей. В этой суре говорится о свидетельстве веры и добродетелях отдельного человека, а также о его окончательной победе.
Это одна из семи сур (40-47), которые начинаются буквами «ха мим». Хронологически они относятся к одному и тому же времени, т.е. к позднему мекканскому периоду, и являются продолжением предыдущих сур. Более точному значению сокращенного выражения «ха мим» не существует авторитетного объяснения. Если «мим» здесь имеет то же значение, что и «алиф-лам-мим», тогда это значит «конец всех вещей», Судный День, и все эти суры обращают наше внимание на это. «Ха», ударный небный звук, может в противоположность нежной артикуляции, которая используется в случае с буквой «алиф», указывать на то, что начало существует только ради конца, настоящее ради будущего, и таким образом как бы подчеркивает эсхатологический элемент в религии. Однако, это только догадки, и здесь важно их не переоценить.
В тематическом плане в целой серии речь идет об отношениях между верой и безверием, Посланием и отказом, добром и злом, истиной и ложью. Вполне ясно, что в каждой из этих пар первый элемент является настоящим другом, помощником и защитником человека, второй же элемент является его недругом. Слово «хамим» («защитник») используется в этом значении в сурах 40:18 и 41:34, а в других сурах используются слова со сходным значением, например, «вали» или «насир» (суры 42:8 и 31), «карин» (сура 45:41) и формы множественного числа первых двух слов в сурах 45:19 и 34 и 46:32. Можно ли связать сокращенные выражения «ха мим» со значением, которое было выражено в понятии «хамим»? Существует еще одна возможность объяснения. Она состоит в том, что «ха» употребляется для «аль-Хайй», а «мими» для «аль-Каййум». Это два божьих имени, и они значат: 1. живущее и 2. вечное, что возникает из Самого Себя. Одно указывает на жизнь и Послание, второе на будущую жизнь и вечность. Об этих двух темах идет речь в сурах, начинающихся выражением «ха мим». И здесь речь идет исключительно о догадках, и важно не переоценить факты.
Сура начинается представлением свойств Аллаха, Его видимой и невидимой деятельности и Его знамений во Вселенной.
За этим следуют описание конца тиранов, из которых никто не может избежать наказания Аллаха. В эту жестокую атмосферу проникает смягчающая сцена носителя трона Аллах, который смиренно хвалит своего Господа и молится о прощении верующим. Столкновение тиранов и веры будет показано на примере Мусы и жестокого тирана Фирауна и его армии. Фираун своей силой и надменностью желает уничтожить Мусу и его последователей из страха перед тем, что новая вера уничтожит его престиж и власть. Один верующий из народа, который скрывал свои убеждения, получает слово и сначала о Божьих вещах говорит осторожно, дипломатично, а затем открыто, прямо. Рассказ заканчивается гибелью Фирауна и его армии в море. Увещеватель и его последователи, верующие, одерживают победу и таким образом спасаются [1].

Краткое содержание

Вера всегда праведна, так как Аллах — прощающий; зло неизбежно приносит свои дурные плоды, так как Аллах все знает и справедлив (аят 1-20).
В истории зло всегда имеет дурной конец. Протесты верующих против всего зла, может быть, будут проигнорированы, но Аллах защищает верующих, а злые люди погибают (аят 21-50).
Нет сомнения относительно последних суждений. Сила, доброта и справедливость Аллаха очевидны, будет ли человек в этом сомневаться, или он увидит знамения прежде, чем станет слишком поздно? (аят 51-85).

Примечания:
  1. Ас-Сабуни «Сафват ат-тафасир» (Избранное из тафсиров)