Грех

Грех — в мусульманской традиции противление воле Бога.
С точки зрения морали в исламе различают «добрые дела», которые не только рекомендуются, но и предписываются, а также «злые дела», иначе называемые грехом. При этом под грехом понимается «неповиновение», которое может быть либо прощено Богом в силу его безграничной доброты, либо наказано по справедливости. В действительности речь не идет о совершении действия, которое приводит к утрате божественного расположения, но лишь подразумевается невыполнение условий Договора, заключенного между Богом и родом человеческим. При этом подчеркивается, что подобное несоблюдение не затрагивает самого Бога, а лишь «ущемляет права человека», которые община Пророка должна уважать и способствовать их торжеству.

Грехи и наказания

Один из самых страшных грехов, который может совершить человек, состоит в оспаривании догмата единобожия. Список других серьезных прегрешений образуют такие грехи как воровство, ложь, неуважительное отношение к Пророку и к родителям, супружеская измена. Тот, кто совершает грехи, должен подвергнуться наказанию, которое ему назначит мусульманский судья. Некоторые виды возможных наказаний были перечислены уже в самом Коране, например, сексуальные отношения между двумя не связанными брачными узами людьми должны караться ста ударами кнута (2:4), а за кражу полагается отрубать руку (5:35). В некоторых странах, например в Саудовской Аравии, эти виды наказаний применяются и по сей день.

Раскаяния

Одним из центральных понятий в исламе является понятие раскаяния (тауба). Раскаяние, если оно идет от самого сердца, может искупить совершенный грех и он не будет учитываться в момент Страшного суда. Раскаяние — сугубо личный акт, происходящий внутри человека и не касающийся остальных членов общины. Именно этим объясняется тот факт, что раскаяние не освобождает грешника от полагающегося ему наказания.

Искупление

Мусульманской традиции чуждо учение о первородном грехе в том смысле, в каком оно присутствует в христианстве, и, как следствие этого, в ней отсутствует идея Искупления. Коран согласен с тем, что Адам и Ева нарушили божественное установление, но утверждает, что Адам, осознав свое прегрешение и раскаявшись в нем, заслужил прощение Бога (2:37).