Джафар Садик

Джафар ас-Са́дик, Джа’фар ибн Мухаммад Абу ‘Абдаллах جَعْفَرْ الصَّادِقُ‎‎ (700-765 гг.) — шестой шиитский имам, основавший религиозно-правовое учение в исламе, которое было принято и суннитами, и шиитами.

Взгляды

Джафар ас-Садик отвергал свободу человеческой воли, но в то же время не признавал фатального предопределения. Джафар является автором доктрины о сущности имамата.

Биография

Родился в Медине, где провел всю свою жизнь и был погребен на кладбище ал-Баки.
Он никогда не принимал участия в политической деятельности, не претендовал на имамат. Аббасиды предлагали ему положение халифа, от которого он отказался. После его смерти ходили слухи, что он был отравлен халифом ал-Мансуром. Гробница ас-Садика в Медине долгое время была объектом почитания и паломничества, пока ее не разрушили ваххабиты.
Его смерть вызвала в имамате кризис наследования власти. Сам ас-Садик назначил наследником своего старшего сына Исмаила, однако тот умер раньше отца, в 144/762 г. Почитатели Исмаила полагали, что он не умер, а находится в гайбе, откуда и управляет делами общины. Седьмым имамом они признали сына Исмаила, Мухаммада. Эта ветвь шиитского ислама, признававшая сохранение имамата за потомками Исмамла, получила название ал-исмаилийа (исмаилиты). Большинство шиитов признали седьмым имамом другого сына Джафара ас-Садика — Мусу ал-Казима (ум. 183/799). Эта ветвь шиитского ислама получила название имаматы и известна также под названием ал-иснаашарийа (иснаашариты) — «двунадесятники», или «дюжинники», потому что ими признавались последовательно двенадцать имамов из рода Али ибн Абу Талиба, среди которых числился и Муса ал-Казим.
Среди шиитов есть еще одно течение — навуситы. Его последователи полагают, что Джафар ас-Садик не умер, а ушел в гайбу.

Значение

Сунниты почитают его как знатока преданий, восходящих к Пророку, имамиты — за создание особой богословской традиции. Положение ас-Садика следует считать поистине уникальным: он был первым и одним из выдающихся имамов, которого признавали и сунниты, и обе шиитские ветви — исмаилиты и иснаашариты; суфии почитали его как духовного наставника.

Наследие

Считается одним из наиболее выдающихся имамов, автором множества сочинений. С его именем связано и представление об эзотерических знаниях, передававшихся среди потомков Али ибн Абу Талиба. Многие суфийские братства считают его своим духовным наставником, а ряд современных мусульманских ученых видят в нем «отца арабской духовной традиции», поскольку он был известен как знаток хадисов, фикха, тафсира, автор «Комментария к Корану» и создатель особой правовой системы, названной его именем, — джафаритского мазхаба, который был признан в качестве пятой правовой школы мусульман.