Джунейд

Абу-л-Касим ал-Джунайд ибн Мухаммад ал-Каварири ал-Хаззаз ал-Багдади (ум. 298/910) — известный персидский богослов рубежа 9-10 вв., основатель школы «трезвости» и полного контроля над своими чувствами — одного из двух (наряду со школой «опьянения любовью к Богу») основных течений мусульманской мистики.

Биография

Родился в Багдаде, где и провел всю жизнь. Был выходцем из торгово-ремесленных кругов, сам торговал шелком-сырцом. Из его сочинений сохранилось одно — Раса’ил. Это письма, адресованные частным лицам, в которых он описывает свой мистический опыт, свои взгляды на Бога и на мистицизм.

Взгляды

Приняв за основу учение Бистами, Джунейд сформулировал свое учение о трезвости, в соответствии с которым цель мусульманина не в том, чтобы достичь состояния фана, а в том, чтобы, находясь в этом состоянии, получить обратно свои временно утраченные человеческие качества, но уже одухотворенные божественным бытием.
Согласно учению Джунейда, состояние фана есть не конечная цель, а промежуточная фаза на пути к состоянию трезвости. Состояние фана — это духовное познание Бога, которое может трансформировать обычного человека в более совершенное человеческое существо, способное выполнять божественную миссию, наставляя и просвещая людей, и сохраняя при этом всю полноту самообладания и самоконтроля.

Мусульманские богословы считали идеи Джунейда относительно безопасными и терпимыми.

Значение

Его взвешенное и ясное изложение мистического опыта в терминах, понятных немистику, было оценено по достоинству и позволило заложить основу нового суфизма. Осторожный подход ал-Джунайда к изложению суфийских взглядов, трудных для понимания непосвященных, не позволял ему расширять круг учеников, но служил гарантией бесконфликтности с властью придержащей, поэтому многие братства включали в цепь духовной преемственности имя Джунайда, показывая таким образом свое следование в русле ислама.