Дом Асадуллаева

Дом Асадуллаева – был возведен в 1913 году на средства А.Ш. Асадулаева (Ага Шамси Асадуллаев (1841-1913) бакинский нефтепромышленник, купец первой гильдии).

История дома

История дома начинается с 1913 года, тогда недалеко от московской Исторической мечети в Замоскворечье был построен большой дом. Изначально здание предназначалось для мусульманской школы, а впоследствии ставший культурным центром мусульман Москвы.

В подтверждение того, что Ш. Асадуллаев вложил огромные средства в строительство школы, можно рассмотреть сообщения периодической печати того времени, в которых говорилось о том, что Ш. Асадуллаев купил в Москве дом для детей татар за 27 тысяч рублей, куда была переведена школа. Также есть сообщения о том, что Ш. Асадуллаев обещал весной 1913 года построить там же четырехэтажное здание и двухэтажное с магазином и концертным залом. На это строительство планировалось затратить 150 тысяч рублей (встречались сообщения о сумме в 500 000рублей).

В декабре 1912 года было подано прошение на строительство четырехэтажного каменного здания. А в 1913 году Ш. Асадуллаев умер. Но строительство дома не остановилось – все дела по строительству стал вести доверенный компании «Торговых дел Шамси Асадуллаева» Ю. Б. Везиров.

Существует фотография, на которой А. Шамсутдинов (имам Исторической мечети Москвы) читает намаз при закладке фундамента здания «школы Асадуллаева» (до революции так называли Дом Асалуллаева).
Имя основателя было увековечено в памятной надписи «Мархум Шамси мактебе» («Школа покойного Шамси»). Которая располагалась на фасаде здания.

До революции школа Асадуллаева была частной, ее содержали на средства богатых купцов. Преподавались в медресе чисто светские науки, но законы шариата при этом соблюдались, например мальчики и девочки обучались раздельно и на разных этажах здания. Так же в этом здании проводились вечера мусульманской молодежи. Учащимся предоставлялись бесплатные обеды. В здании Дома Асадулаева располагалась и типография, в ней, под редакцией Гаяз Исхаки (один из лидеров татарского национального движения начала 20 века) издавались газеты на татарском языке – «Слово» («Суз») и «Страна» («Иль»).

В мае 1917 года в здании Дома Асадуллаева прошел Всероссийский мусульманский съезд, который являл собой, по сути, первое собрание мусульман в условиях практически полной политической свободы.
24 мая 1917 года сыном А.Ш. Асадулаева Асадуллаевым Мирзой Шамси оглы Дом Асадуллаева был передан во временное пользование Московскому мусульманскому просветительскому обществу, для проведения благотворительной и просветительской деятельности.

После Октябрьской революции 1917 года школа. Находящаяся в Дома Асалуллаева перешла на государственное содержание.
Вплоть до 1941 года Дом Асадуллаева являлся культурным центром московских мусульман. Там же располагались татарская средняя школа №27 имени Нариманова (семилетка); приют-интернат; детский сад; самодеятельный театр (ТРАМ – театр рабочей молодежи); Библиотека тюркских народов (фонд которой насчитывал несколько тысяч книг); типография; Центральный татарский клуб имени Хусаина Ямашева (затем Московский общественный культурный центр имени Х. Ямашева).
В печати того времени Дом Асадуллаева назывался Татарским клубом имени Ямашева или татарским Домпросом (Домом просвещения).
В редакции татароязычной газеты Метростроя, которая тоже располагалась в Доме Асадуллаева, несколько лет работал Муса Джалиль (выдающийся татарский поэт). Он преподавал татарский язык на курсах и вел литературный кружок.

Затем в Дом Асадуллаева перебазировался Центральный татарский рабочий театр. Спектакли этого театра пользовались успехом у жителей столицы.
В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны здание Дома Асадуллаева отошло властям. В годы войны там расположили тыловой госпиталь. После войны здание было передано Наркомату иностранных дел, которым в Доме Асадуллаева было организовано общежитие, далее курсы машинисток-стенографисток, затем – колледж МИД.

Московская татарская община с середины двадцатого века активно вела борьбу за возвращение Дома Асадуллаева. По этому поводу была отправлена делегация в Моссовет во главе которой стоял генерал-лейтенантом Я. Чанышевым.
Лидеры татарского общественно-культурного движения (Махмуд Шагиахметов, Якуб Чанышев и другие) в 1960-е годы направили письма с просьбой возвращения Дома Асадуллаева татарской общине в Московский и Центральный комитеты КПСС. Они обращались в различные инстанции, министерства Культуры, но должного результата так и не добились.
В период с 1970 по 1980 года в Москве случился второй «всплеск» татарского национального движения. Целью которого было создание центра для татар. В 1990-е годы в столице появляется большое количество общественных организаций: Московское общество татарской культуры, «Туган тел», Татарское историческое общество, Татарское общество академической науки, Московский татарский общественный центр, клуб «Интеллектуал», Татарский деловой клуб, молодежные татарские организации.
При всем этом среди них не было реального лидера и городские и федеральные власти просто не реагировали на многочисленные обращения (от конкурирующих между собой татарских организаций) по поводу передачи Дома Асадуллаева.

Лишь в 2003 году Дом Асадуллаева был передан Региональной татарской национально-культурной автономии (РТНКА) Москвы. Условия передачи – безвозмездное пользование.
В настоящее время в Доме Асадуллаева располагается Татарский культурный центр РТНКА Москвы, возглавляет которое Анвер Умарович Хусаинов.[1]

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.