Женщина в исламе

Женщина в исламе — с появлением ислама статус женщины изменился в лучшую сторону: было запрещено убийство новорожденных девочек, женщин больше нельзя было покупать и продавать, они получили юридические права. Теперь жены могли распоряжаться своим приданым, что изменило брак, превратив его из отношений собственности в отношения взаимной договоренности. Затем, они получили право распоряжаться принадлежавшим им до брака имуществом и оставлять себе девичью фамилию. Коран обязывает мужа финансово обеспечивать свою жену и оговаривает условия, при которых мужчина может или не может развестись.

Роль женщины

В ранней мусульманской общине женщины играли важную роль. История гласит, что женщина (Хадиджа, жена Мухаммеда) первой узнала о полученном Мухаммедом откровении. Кроме того, у нее был свой бизнес, она взяла к себе Мухаммеда приказчиком, а потом предложила ему брак. Этот случай позволил юристам утверждать, что, если женщина пожелает того, она может сама сделать предложение мужчине. Во времена Пророка Мухаммеда женщины участвовали в битвах и ухаживали за ранеными. Женщины внесли свой вклад в распространение многочисленных хадисов.
В ранней мусульманской общине женщины владели и торговали имуществом, участвовали в коммерческих сделках, учились и обучали других. Дочь Мухаммеда Фатима, его единственный выживший ребенок, занимала в общине видное место. Она была женой имама Али и матерью имамов Хусейна и Хасана, вела скромный и безупречный образ жизни, была образцом добродетели, к ней обращались с просьбами и мольбами. Так же, как и ее сын Хусейн, она олицетворяет жизнь, полную преданности Богу, страданий и сострадания. Жена Мухаммеда Аиша тоже играла уникальную роль в общине — она была признанным авторитетом в истории, поэзии и риторике, а также одним из важных распространителей хадисов.

В политических делах женщины сами приносили клятву верности Мухаммеду (байа), часто без ведома и согласия мужчин из их семей. Некоторые уважаемые женщины принимали ислам прежде своих мужчин. Второй халиф Умар ибн Хаттаб назначал женщин на должность администраторов на рынке в Медине. Ханбалитская правовая школа поддерживает право женщин быть судьями.

Равенство

В Коране написано, что перед Богом мужчины и женщины равны и что они были созданы, чтобы стать равными в паре (51:49), и их отношения должны быть основаны на «любви и [взаимной] благосклонности» (30:21). И мужчины, и женщины должны следовать пяти столпам ислама.

Свидетельство двух женщин

В положении Корана (2:282) о том, что две женщины-свидетельницы равны одному мужчине-свидетелю, люди находят признаки второстепенного положения женщин. Но исламские богословы предложили несколько наблюдений относительно социально-исторического контекста, в котором эти строки были ниспосланы.
Во-первых, в Коране уточняется, что речь идет о свидетельстве в случае заключения письменной сделки, договора или рассмотрения судебного дела. В те годы большинство женщин не принимали активного участия в торговле и финансовых делах, поэтому их знания в этой сфере, скорее всего, были скуднее. Второе объяснение необходимости двух женщин-свидетелей вместо одной состоит в том, что члены семьи мужского пола могли оказать давление на женщину, чтобы она свидетельствовала в их пользу.

Развод

Развод — последнее средство, он, скорее, осуждается, чем разрешается, как сказано в хадисе: «Из всего того, что дозволено Богом, развод — самое ужасное». Женщины могут участвовать в составлении своих брачных договоров и оговаривать выгодные для себя условия. Что касается развода, женщина может получить денежную компенсацию, добиться, чтобы ее бывший муж содержал ее и ее детей, пока женщина опекает их, а также потребовать, чтобы он заботился об их совместных старших детях.

Права женщин

Жизнь женщин в арабском и мусульманском мире — это пестрая картина, состоящая из разных ситуаций и разных социальных контекстов. Многие женщины несправедливо притесняются в силу патриархальных устоев, но есть и много других — тех, кто обладает таким весом и пользуется таким уважением, какое стереотипному сознанию может показаться просто невероятным. Статус и роль женщин в мусульманских странах могут быть разными, в зависимости от их грамотности, образования, от уровня развития экономики. Но в то же время сложности, связанные со статусом женщины, иллюстрируются специфическими для каждой страны противоречиями:
• Сегодня в Египте женщины могут получать блестящее образование и занимать ответственные профессиональные должности практически в любой сфере. Но до недавнего времени им, как и женщинам в большинстве мусульманских сообществ, требовалось разрешение родственника мужского пола, чтобы куда-то поехать.
• В Саудовской Аравии женщины не могут голосовать, хотя почти во всех исламских странах у них есть такое право. Женщины в ряде стран участвуют в политических выборах и становятся членами парламента. В Пакистане, Турции, Индонезии и Бангладеш были или сейчас есть женщины — главы государства или вице-президенты.
• Женщинам Саудовской Аравии принадлежит 70% всех банковских сбережений и 61% местных частных фирм. В Эр-Рияде и Джидде они владеют значительной частью недвижимости, могут быть собственниками и управлять своим бизнесом. Но они сегрегированы, им позволено работать только в «соответствующих» сферах и запрещено водить машину.
• В Кувейте женщины свободно вращаются в обществе и могут занимать ответственные посты во многих сферах, но право голосовать они получили лишь несколько лет назад.
• В Иране на улице и в обществе женщины обязаны прятать волосы под платком, а ноги и руки под длинной одеждой. Но они оставляют большинство студентов вузов, работают во многих сферах и становятся членами парламента. Одна из них — вице-президент этой исламской республики.
• В Египте до недавнего времени женщины не могли быть судьями, а в Марокко более 20% всех судей — женщины.

И причины неполноценного статуса женщин и их неравенства, и ветер перемен можно увидеть в статистике грамотности и образованности. В Йемене грамотных женщин 28%, а мужчин — 70%, в Пакистане, соответственно, 28% и 53%. Женщин, получающих высшее образование, гораздо меньше: в Марокко это 8%, а в Пакистане — 13% (сравните: в Бразилии — 3,7%, а в Чехии — 11%).
В Иране и Саудовской Аравии, наоборот, грамотных женщин 70%, а в Иордании и Малайзии — 85%. Высшее образование больше всего женщин получили в Иране — 52%, Египте — 34%, Саудовской Аравии — 32% и Ливане — 37%. В ОАЭ, как в Иране, большинство студентов — женщины.

Разделение мужчин и женщин

Во многих, но не во всех, мусульманских сообществах существует сегрегация по половому признаку — разделение мужчин и женщин. Это разделение может быть разной степени и может иметь место в мечетях, университетах или на рынках. Во многих мечетях мужчинам и женщинам отведены разные места для молитвы, или часто одно помещение разделяется перегородкой или ширмой. Неженатые мужчины не пересекаются с незамужними женщинами, если это не какое-либо специальное мероприятие, например, семейный ужин или встреча потенциальных жениха и невесты, которая обязательно проходит при свидетелях.

В некоторых мусульманских сообществах сегрегация полов и изоляция женщин практикуется, но в большинстве стран, от Египта и Туниса до Малайзии и Индонезии, особенно в городах, женщины и мужчины все чаще учатся и работают вместе. В нашем современном мире в семье часто вынуждены работать оба супруга, поэтому женщины все чаще выходят на работу и этим разрушают традиционное представление о месте женщины.

Почему мусульманки носят длинные одежды?

У мусульманского наряда много названий (хиджаб, паранджа, чадра, джеллаба и т.д.), потому что мусульманки от Марокко до Ирана, Малайзии, Европы и США носят одежду разных стилей, цветов и из разных тканей, а также в силу разнообразия традиций и интерпретаций текста Корана.

Чадра часто воспринимается как символ униженного положения женщины в исламе. Противники считают ее символом отсталости и притеснений, а западную одежду — символом индивидуальности и свободы. Защитники закрытых одеяний объясняют, что женщины предпочитают носить хиджаб, потому что это помогает окружающим абстрагироваться от их внешности и освобождает от сравнений с другими женщинами. Также это помогает женщинам не чувствовать себя сексуальным объектом для мужчин, которые судят о них по их внешней привлекательности, и сосредоточиться на духовном, интеллектуальном и профессиональном развитии.

Кроме того, многие молодые мусульманки стали носить исламские одежды в знак возврата к своим культурным корням и отказа от империалистической традиции Запада, которая, с их точки зрения, не уважает женщин. Эти девушки считают, что западная мода вынуждает женщин носить неудобную и недостойную одежду, которая превращает их в сексуальные объекты, лишенные собственного достоинства. Они думают, что Запад должен порицать не хиджаб или ислам, а социальную систему, где насаждаются нереалистичные идеалы красоты, из-за которых молодые девушки становятся одержимы своим внешним видом и весом, а юноши учатся оценивать их в соответствии с такими идеалами.

Противники исламских одежд не верят, что женщины добровольно закрывают лица и фигуры. Они считают, что женщины угнетены патриархальной культурой и жесткой религией. Они также утверждают, что хиджаб используется как способ контроля и сегрегации женщины.
Однако некоторые мусульмане считают: западным женщинам только кажется, что они свободны. Они не замечают, как становятся рабынями своей культуры, когда «решают» тратить много часов на свою внешность, носить неудобную облегающую одежду и опасные высокие каблуки, и позволять использовать себя как сексапильные предметы для рекламы автомобилей, пены для бритья и пива. Эти мусульмане говорят, что представители Запада осуждают хиджаб, потому что сами не имеют права выбора.[1]

Примечания:
  1. Ислам. Почему мусульмане такие / Джон Эспозито. — Москва: Эксмо, 2011.