Зухд

Зухд (زُهْدٌ‎‎ араб. аскетизм, воздержание, отречение) — важное этическое положение ислама, предполагающее отказ от земных удовольствий. В Коране нет каких-либо призывов к крайнему аскетизму, а в часто цитируемом хадисе Пророка Мухаммада говорится, что в исламе нет монашества. Но уже в первые века существования ислама в мусульманском мире появились захиды — отшельники. Они призывали к воздержанию во всем и к пренебрежению земными радостями.

В суфизме

Захиды стали предшественниками суфиев, для которых зухд стал одной из ступеней, приближающих верующего к Аллаху. В 8-9 вв., аскетические настроения получили в исламе широкое распространение. Особенно много аскетов было среди приверженцев суфизма, считавших зухд непременным условием для начинающего суфия. Суфии и многие исламские богословы видели в зухде способ «очищения» души и сердца от мирской «скверны», их подготовки к восприятию религиозных истин.
В то же время факихи осуждали присущие суфиям крайние проявления зухда: отказ от добывания средств к существованию, отшельничество, умерщвление плоти и т.п. Оправдывая зухд, суфии ссылались на упомянутый в Коране принцип «упования на Аллаха» (таваккуль).

Господствующей в исламе стала концепция «умеренного» зухда: аскетом может считаться любой мусульманин, которого мирские соблазны не отвлекают от «искреннего» служения Аллаху.