Ибадиты

Ибадиты (абадиты) — одна из четырех хариджитских общин, которую считают самой умеренной. Основана в 7 в. Названа в честь Абдаллаха ибн Ибада.

История

Ибадиты — одна их трех (ибадиты азракиты и суфриты) общин, возникшая в 684 году в результате раскола среди хариджитов Басры. В противоположность азракитам (самая непримиримая община хариджитов) ибадиты отказались от вооруженной борьбы против Омейядов. Однако в начале 8 в. басрийские ибадиты активизировали политическую деятельность, и большинство их вождей было выслано в Оман. Тем не менее Басра оставалась духовным центром всех ибадитов, отсюда рассылались эмиссары для подготовки всеобщего ибадитского восстания и создания на развалинах Омейядского халифата «всемирного ибадитского имамата».

В середине 8 века вспыхнули восстания в Южной Аравии и в Омане, где возникли независимые общины ибадитов. До сих пор ибадиты составляют более половины населения Омана. Ибадитские общины возникли также в Ираке, Иране, Восточной Африке. Но наибольший политический успех ибадиты имели в Северной Африке, где они уже в начале 8 века захватили власть. В 70-х гг. 8 в. образовалось ибадитское государство Рустемидов с центром в г. Тахерт, власть которого признавали ибадитские общины восточного халифата. С победой Фатимидов ибадитский имамат распался, однако в разных частях Северной Африки до сих пор существуют небольшие ибадитские общины.

Взгляды

Идеология ибадитов формировалась под влиянием суннитских и мутазилитских концепций и отличалась от догматических основ других хариджитских общин умеренностью.
Основной принцип религиозно-политической доктрины, как и у всех хариджитов, — учение об имамате. Допускают одновременное существование нескольких имамов в разных частях мусульманского мира. Имамов в соответствии с ибадитским учением избирал совет шейхов тайным голосованием. Избранный имам считался безусловным и полноправным правителем, но община могла его сместить по решению совета шейхов, если он нарушал главный принцип правителя имамата: действовать исключительно в рамках предписаний Корана и сунны.
В отличие от хариджитов-азракитов, не считают политеистами (мушрикун) тех, кто не исповедуют ислам. Отвергают убийство по религиозным и политическим мотивам, терпимы к другим исламским общинам, разрешают браки с неибадитами, но ограничивают внешние контакты.

В настоящее время члены этой общины проживают в основном в Омане, в Восточной и Северной Африке.