Ибн Рушд

Абу ал-Валид Валид Мухаммед ибн Ахмед ибн Рушд ابْنُ رُشْدٍ‎‎ (1126-1198 гг.) — известный арабо-испанский философ, естествоиспытатель и правовед, автор ряда работ по анализу сочинений Аристотеля. В Европе известен под латинизированным именем Аверроэс.

Биография

Родился в Кордове в знаменитой семье, из которой вышло не одно поколение судей, и получил прекрасное исламское образование. Жил в Андалусии (Кордова, Севилья) и в Марокко. Занимал должности врача и судьи при дворе Альмохадов. Умер в Марокко (Марракеш). Биографы не дают информации о том, где он изучал философию, только упоминают, что уроки философии ему давал некий врач. Увлекался также медициной, но более всего получил известность как философ.

Взгляды

Ибн Рушд был убежден, что религия необходима для нормальной жизнедеятельности общества. Критиковал воззрения на Аристотеля Ибн Сины, в то же время воздавая должное его медицинским сочинениям.
В своем произведении «Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией» он поставил вопрос о соотношении философии и религии. По его мнению, религиозные личности (улемы) не должны порывать с внешним миром.
Для Ибн Рушда характерна убежденность в том, что религию и философию можно примирить, что разум — это инструмент веры. Отрицал бессмертие души. Выдвинул идею о существовании религии рациональной, доступной людям просвещенным, и образно-аллегорической, доступной всем, что положило начало теории двойственной истины.
Отношение к греческому философу в первую очередь как к логику позволило ему очистить исламскую научную мысль от неоплатонизма. В своем самом знаменитом сочинении Тахафат ат-тахафат («Опровержение опровержения»), ставшем ответом на работу Газали Тахафат ал-фаласифа («Опровержение философов»), он защищает философию от нападок, восстанавливает ее позиции, избавляет от неверных интерпретаций неоплатонизма, говорит о несотворимости первоматерии и праве разума на познание.

Его взгляды подверглись резкой критике богословов, сам он претерпел преследования, и в результате был вынужден бежать из Испании Альмохадов, где все его сочинения были преданы огню. В средневековой Европе Ибн Рушд приобрел более высокую репутацию, нежели среди своих коллег, мусульманских философов.

Значение

Мусульманская философская мысль Аверроэса благодаря выполненным в Испании переводам на древнееврейский и латинский языки оказывали и продолжают оказывать сильнейшее влияние на европейскую философию. Написал около 50 сочинений, среди которых видное место занимают комментарии к Аристотелю, за что в Западной Европе его прозвали Великим комментатором.
Известен его энциклопедический медицинский трактат, включающий клинические наблюдения самого Ибн Рушда и других врачей.