Ибн Таймия

Ибн Таймия (ابْنُ تَيْمِيَّة‎‎ 1263-1328 гг.) — арабский богослов и правовед, сторонник крайнего ханбализма. Резко осуждал любые новшества, ратовал за восстановление норм раннего ислама времен пророка Мухаммеда и четырех праведных халифов. Боролся против распространения культа святых, паломничества к их гробницам, считал эти ритуалы несовместимыми с духом ислама. За свои выступления Ибн Таймия неоднократно подвергался преследованиям.

Биография

Родился в Харране, но в связи с приближением монгольских войск семья вынуждена была перебраться в Дамаск. Образование получил в ханбалитском мазхабе и занимался в Дамаске преподавательской деятельностью.

Взгляды

Ибн Таймия выступал против слепого следования традициям, против рационализма калама, культа вали, паломничества к могиле Пророка. Считал, что значительная часть суфийской практики является недозволенным новшеством, так же как и попытки привнесения в ислам элементов фалсафа (греческой философии).
При определении правил иджтихада высказывался за безусловное предпочтение текстов Корана и хадисов; доктринам основателей мазхабов предпочитал доктрины сподвижников и последователей Пророка. В вопросах интерпретации Корана был буквалистом. В вере подчеркивал необходимость абсолютного следования слову Божьему и высказываниям Пророка, полагая, что высшие тайны бытия ведомы только Аллаху. Он признавал Божественную природу только за Аллахом, признавал Его единственным Творцом и Путеводителем, к которому человек должен относиться с полным доверием.

Он был страстным полемистом, повсеместно обличая тех, кто не разделял его убеждений. В области политики выступал за единство государства и религии, считал, что государство должно воздействовать на граждан, заставляя их поступать правильно, но власть не должна использоваться в корыстных целях и для обогащения. Он был сторонником сильного теократического правления, признавал законность четырех праведных халифов.

Наследие

При дворе в Дамаске у Ибн Таймии было огромное влияние, которое он использовал для проповеди своих взглядов. Его учение начиная с 18 в. легло в основу доктрины ваххабитов.