Иджтихад

Иджтиха́д (اجْتِهَادٌ‎‎ араб. бороться, прилагать усилия) — понятие относится к сфере исламской юриспруденции и означает способность и право компетентного факиха выносить решение по важным вопросам общественной и религиозной жизни, основываясь на методах фикха, а также на знании текстов Корана и Сунны и умении их комментировать и интерпретировать. Факих, чьи заключения признаются всей мусульманской общиной или значительной группой мусульман, называется муджтахидом.

В суннитском исламе крупнейшими учеными-законоведами считаются основатели четырех главных мазхабов. Богословско-правовые школы создали нерушимые основы исламского права, сформировались основополагающие принципы ислама как идеологии и обоснования общественного устройства.
Дальнейшая разработка этих принципов прекратилась примерно в 10 в., и, после канонизации правовых школ, сунниты перестали признавать за кем-либо еще право на иджтихад. Врата иджтихада закрылись. Можно было уточнять второстепенные вопросы, переписывать и комментировать сочинения предшественников, то есть проводить изыскания. При этом ничего нового, ничего революционного в разработке частных вопросов фикха не допускалось, поскольку авторитет муджтахидов незыблем.
Однако ханбалиты, и особенно Ибн Таймия, считали, что баб аль-иджтихад (врата иджтихада) никогда не закрывались, и отдавали предпочтение мнению сподвижников и последоватетелей Пророка перед доктринами основателей мазхабов, а при определении правил иджтихада предпочитали тексты Корана и хадисов, умаляя значение иджмы.
В шиитском исламе также не произошло «закрытия врат», поскольку шиитские муджтахиды в своих решениях выражают волю скрытого имама. Но это все скорее исключения, чем правило.

Основы мусульманского права, методология права, получившая название усул али-фикх (корни закона), не могут быть сколь-нибудь существенно пересмотрены даже современными факихами, а по вопросам, прямо урегулированным Кораном или Сунной, права на иджтихад не имеет никто.

Реформаторские течения в исламе всегда выдвигали лозунг открытия врат иджтихада как один из главных путей обновления религии, нового взгляда на взаимоотношения Корана, хадисов и человеческого осуждения (ар-рай) для достижения всеобщего возрождения (тадждид).