Имамиты

Имамиты — последователи одного из основных течений шиитского ислама, признающие 12 имамов из рода Али (отсюда их другое название — иснаашариты, т.е. дюжинники).
Первоначально их называли шиитами-турабитами (Абу Тураб — прозвище Али), позже — джафаритами.

Учение

Как и все шииты, имамиты проповедовали, что верховная власть (имамат) принадлежит исключительно роду Али и передается от отца к сыну путем «ясного указания» (насс) предшествующего имама.
В конце 9 в. сторонники наследственного принципа передачи власти в имамате организационно объединились на основе учения о 12 имамах, последнего из которых они провозгласили «скрытым», ожидая его возвращения в качестве махди (мессии). После этого за ними закрепилось название имамиты. К середине 10 века на основе «наставлений» и высказываний 12 шиитских имамов была сформулирована в общих чертах религиозно-политическая доктрина имамитов, стержнем которой стало учение об имамате. В последующем была разработана и кодифицирована имамитская догматика, составлены основные сборники шиитских преданий.

Имамитское вероучение сводится к пяти «корням», или «основам» (усуль ад-дин): учение о единобожии; вера в божественную справедливость; признание пророческой миссии Мухаммеда и предшествующих пророков; вера в потустороннюю жизнь, Судный день и воскрешение; учение об имамате. Первые четыре догмата, в сущности, во многом совпадают с суннитскими представлениями (есть некоторые различия в понимании божественной справедливости). Но имамитская доктрина имамата радикально отличается от суннитской теории халифата.
В основе доктрины лежит вера в божественную природу имамата, в скрытое существование имама и в его возвращение, с которым имамиты связывают надежды на раскрытие истинного смысла Корана и на установление на земле идеального порядка, заложенного в божественной справедливости.
Имамитские идеологи, опираясь на доктрину имамата, пытаются доказать, что новое «исламское правление» — это путь к реализации божественного установления, к восстановлению справедливости. Религиозная практика незначительно отличается от практики суннитов.
Среди них широко распространен культ «мучеников», к которым они причисляют 12 имамов, и в первую очередь Хусейна, внука пророка Мухаммеда. Паломничество к могилам «мучеников» и «святых» в Неджеф, Кербелу и другие места — важный и обязательный элемент религиозной практики.

Имамы

Али — четвертый праведный халиф — был первым шиитским имамом. Двенадцатый имам — Мухаммед аль-Каим (буквально «постоянный до конца дней») родился в 9 в. в Самаре (Ирак) и исчез («скрылся») после смерти своего отца, одиннадцатого имама. С тех пор он ведет скрытое существование, пребывает в состоянии отсутствия (гайба), чтобы вернуться на землю в конце света под видом ожидаемого махди. Он восстановит мир и справедливость во всем мире.

Распространение

В настоящее время имамиты — самая многочисленная ветвь шиитского ислама. Имамитская ветвь ислама — господствующее вероисповедание в Иране, где имамиты составляют большинство населения. В Ираке половина населения — имамиты. Имамитские общины имеются в Ливане, Кувейте, Бахрейне, Саудовской Аравии, Иордании, Афганистане и в др. странах.