Исламская революция

Исламская революция — официальное определение руководителями Исламской Республики Иран антимонархической революции 1978-1979 гг.

В качестве обоснования правомерности исламской революции выдвигаются утверждения, что народ Ирана выступил против монархии, воодушевленный исламом, во имя ислама и исключительно под руководством ревностных хранителей и защитников исламских идеалов — мусульманских священнослужителей. Революция рассматривается при этом как результат «прозрения» мусульман, как следствие осознания ими антиисламского характера монархического строя.

Исламскую революцию иранские идеологи рассматривают как продолжение «исламской революции пророка», под которой имеется в виду возникновение ислама. Целью революции провозглашается избавление мусульман от всех видов зла и создание общества социальной гармонии и справедливости — исламского государства. Идея в той или иной мере разрабатывалась шиитскими теоретиками, в том числе и аятоллой Хомейни, еще до свержения монархического режима. В самых общих чертах теория обосновывается необходимостью спасения мусульман, сбившихся с праведного пути вследствие утраты истинной веры, забвения мусульманских ценностей. «Заблудшими» объявляются как рядовые подданные государства, так и его руководство. Поэтому исламской революция рассматривается как массовое ненасильственное движение протеста «обездоленных», призванное оказать в первую очередь моральное давление на правительство с целью наставить его на «путь Аллаха», заставить его изменить политический курс и улучшить положение народа или вынудить государственных лидеров отказаться от власти. Вместе с тем не исключается применение насильственных мер воздействия на руководство страны, в т. ч. и массовых вооруженных выступлений.
Руководящей силой исламской революции выступили священнослужители, возлагающие на себя ответственность за организацию пропаганды и морально-психологическую подготовку масс к борьбе.

Революция рассматривается ее теоретиками в широком плане как продолжительный по времени процесс не только клерикальных, но и социально-политических, экономических и культурных преобразований в рамках одной страны, региона, а в отдаленной перспективе — всего мира. Поэтому победа исламского движения в одной стране считается началом развития более широкого процесса, и на победителей возлагается обязанность оказывать материальную и моральную поддержку братьям по вере, страдающим от неправедных правителей.