Исламский реформизм

Исламский реформизм зародился в 19 столетии и быстро распространился в многих мусульманских странах как реакция на импортированный с Запада модернизм. Последовавшее в арабских и других мусульманских странах культурное и политическое «возрождение» (nahda) обратило некоторых представителей местной интеллектуальной элиты к идее обновления ислама. Речь прежде всего шла об использовании достижений западной науки и техники и обретении подлинного ислама как в политической, так и в социальной сферах.
Наиболее яркими представителями исламского реформизма были иранский мыслитель Джамаледдин Афгани, оказавший в годы своего пребывания в Египте сильное влияние на арабский мир; египетский мыслитель Мухаммад Абдо; Намик Кемаль из Турции; Мухаммад Икбал из Индии; сириец Рашид Рида.
Умеренное реформистское движение претерпело существенные изменения в последние десятилетия 20 века, что привело к превращению меньшинства в последовательных интегристов. Так, например, в Иране, где революционеры сочли реформистов недостаточно активными, был предложен собственный вариант религиозного радикализма. Со времени осуществления в 1979 г. исламской революции в Иране все чаще на первые позиции в политической жизни мусульманских стран выходят интегристские движения.
Среди интегристских движений встречаются очень разные по своему характеру, часто соперничающие между собой организации (например, в Пакистане или Афганистане). В настоящий момент интегристы в небольшом количестве присутствуют практически во всех уголках мусульманского мира. Они твёрдо заявляют о своих позициях по социальным вопросам, особенно в том, что касается защиты неимущих (пример чему — движение «Братьев-мусульман» в Египте).
[1]

Примечания:
  1. Словарь религий / Под редакцией В. Зюбера, Ж. Потэна. Издательство: Питер, 2008.