Исламское Государство

Исламское Государство — термин, использующийся для обозначения стран, в которых ислам провозглашен государственной религией; государств с преимущественно мусульманским населением; для определения цели в программах современных политических движений, выступающих под исламскими лозунгами. В последнем случае термин «Исламское государство» употребляется в качестве синонима понятия «исламское общество» и символизирует идеальное общество классовой гармонии и социальной справедливости. Путь к созданию такого общества мусульманские авторитеты видят в изменении характера и структуры власти, во внедрении в жизнь исламских принципов организации общественно-экономической жизни.

В качестве модели Исламского государства принимается организация мусульманской общины времен пророка Мухаммеда. В современных концепциях Исламского государства центральным вопросом является вопрос о власти, вокруг которого постоянно ведутся дискуссии. Отсутствие единого подхода к его решению предопределяет политические расхождения и столкновения между сторонниками различных толкований исламского пути развития.
Общим для всех мусульман является не подлежащее сомнению положение об Аллахе как единственном источнике верховной власти, подчинение которой — священная обязанность верующего. Признаются также три уровня власти, упомянутые в Коране: Аллах, пророк, его доверенные лица. Однако вопрос о том, к кому по праву должна перейти власть в общине после смерти Мухаммеда, не был решен при жизни пророка.
Отсюда возникло два принципа, два различных подхода к проблеме власти: избрание лидера с согласия общины (у суннитов) и признание в качестве такового исключительно потомков пророка.

Кроме того, в современных мусульманских концепциях идеализируются разные этапы деятельности Мухаммеда. В одних случаях — начальный период развития общины, в других — поздний этап, когда Мухаммед превратился в единоличного правителя, обладавшего неограниченной властью над всеми ее членами. В соответствии с этим, в одних концепциях Исламского государства допускается создание демократических институтов, в других — им почти или совсем не уделяется внимания. В Исламском государстве предполагается обязательная исламизация всех сторон общественной и личной жизни с целью возрождения исламских институтов (власти, семьи, права и т.д.) в их традиционном или модернизированном виде, а также науки и культуры. Утверждается, что в этом случае будут ликвидированы «привнесенные Западом пороки» (эксплуатация человека человеком, монополизм, коррупция, проституция и т.п.) и созданы благоприятные условия для развития здорового общества.
Исламизация не исключает в то же время заимствование у Запада научно-технического опыта с целью ускорения социально-экономического развития государства.

Экономика

Важное место в концепциях Исламского государства занимает проблема создания исламской экономики как важнейшего средства решения вопроса социальной справедливости, удовлетворения материальных потребностей мусульман. Одной из центральных проблем, с решением которой связывается искоренение таких явлений, как нищета и голод, является проблема создания исламского аппарата перераспределения общественного богатства на основе мусульманской системы налогообложения (см. Закят).

Концепции Исламского государства или их отдельные положения реализуются в ряде стран мусульманского Востока: в Иране, Пакистане, Ливии, Саудовской Аравии и др., т.е. в странах с различным политическим строем и разным уровнем социально-экономического развития.