Исламское искусство

Исламское искусство — искусство народов мусульманских стран.

Распространение

Пространственные границы исламского искусства соответствовали основным районам распространения собственно мусульманского вероучения. Исламское искусство в своем историческом развитии претерпело определенные изменения, носящие преимущественно формальный характер и не затрагивающие его традиционных основ. Выделяется несколько культурообразующих зон распространения: арабская зона (Ближний Восток, Египет, Магриб, Испания), иранская зона (Иран, Афганистан, Средняя Азия), индо-иранская зона (Индия, Пакистан), индонезийско-малайская зона.

Художественный облик исламского искусства наряду с доминирующим мусульманским пластом, включает черты традиционного искусства языческих аравийских, северо-африканских и среднеазиатских племен. Кроме того, столкновение ислама с другими религиями (иудаизм, христианство, зороастризм, буддизм) явственно обнаруживает концептуальное влияние эстетических и изобразительных идей различных религий и культурообразующих зон.
Так, например, иудейская традиция, несомненно, повлияла на эстетические представления ислама об изобразительном облике человека, а древнеиранская мифо-ритуальная традиция может быть прослежена на самых поздних образцах персидской миниатюры исламского периода.

Представляется логичным рассматривать исламское искусство в различных зонах его распространения с одной оговоркой — указывающей на его этнокультурный субстрат, т.е. непременно подчеркивая синтетический характер искусства культурообразующих зон, например, искусство Ирана, искусство Индии и т.д.

Сакральное искусство

Исламское искусство, в отличие от христианского или буддийского, было принципиально некультовым. Это, однако, не означает, что в исламе не существовало сакрального искусства. Наиболее выразительными и почитаемыми с религиозной точки зрения являлись искусство каллиграфии и традиционный облик мечети, облекаемый часто в богатую архитектурную форму и декоративное убранство. Сакральное значение каллиграфии и архитектоники мечети проистекают из доминирующей для мусульман идеи о материальном воплощении слова.

Традиция изображения связывается в основном с иллюстрацией поэтических, исторических и научных сочинений. Существенной для полного понимания смысла изображений является их символическая и аллегорическая образность. В своих формальных (передача пространства и времени, обратная перспектива) и смысловых (символико-аллегорическая образность) проявлениях исламское искусство входит в общую типологическую картину искусства средневекового Востока и Запада.