Ислам в Балканских государствах

Мусульманское население Балканского полуострова различается по этническому происхождению и языку и проживает в Венгрии, Румынии, Болгарии, Албании и бывшей Югославии. Общины складывались и пополнялись за счет притока турок, осевших на Балканах после завоевания этих мест Османской империей, мусульман, поселившихся в этом регионе в Османский период, и из обратившихся в ислам представителей местного населения.
Венгерское мусульманское население благоденствовало в 10/15 и 12/17 вв., но затем было уничтожено или обращено в христианство.

Румынские мусульмане, всегда составлявшие небольшое сообщество, преследовались при коммунистическом правлении и ныне насчитывают менее 50 тыс. человек, в основном турецкого происхождения.

В Болгарии в середине прошлого века насчитывалось примерно 14% мусульманского населения, но недавние кампании «сделать каждого гражданина болгарином» не позволяют провести более точную оценку. Болгарские мусульмане из числа местных уроженцев известны как помаки.

В 792/1389 г. Османы победили сербо-боснийское войско в битве на Косовом поле, и многие жители обратились в ислам, тем самым обеспечивая области значительное мусульманское население. Исламизация Албании была настолько последовательной, что более 70% населения современного государства составляют мусульмане. 80% из них — сунниты, из оставшихся 20% значительная часть приходится на долю последователей суфийского ордена бекташийа, практика которого признается в Албании официальной религией. Есть православные и католики. При Османах и до середины 20 в. в этом регионе мусульмане, христиане и иудеи вели светский образ жизни и большинство из них идентифицировали себя не по религиозному признаку, а по национальному, как боснийцы. Во второй половине 14/20 в., в период правления маршала Тито, мусульман не притесняли. С распадом Югославии и ростом сербского национализма в последние декады 20 столетия возник конфликт между христианскими и мусульманскими сообществами, что привело, особенно в Республике Боснии и Герцеговине и в Косове, к убийствам, этническим чисткам и геноциду, значительно сократившим количество мусульман. Мусульмане стали жертвами изощренной жестокости, на которую мировое сообщество отреагировало силовым вмешательством. Информация, представленная на судебных процессах в Гааге, показала степень бедствий в общинах балканских мусульман.