Ислам и иудаизм

Присутствие иудаизма на территории Южной Аравии ощущается с 2 в. до н. э. В Ясрибе — будущей Медине — и его окрестностях проживало три племени иудеев, образованных как переселенцами из Палестины, так и обращенными в иудаизм местными жителями, что составляло примерно половину от общего населения оазиса.

Первоначально между иудеями и мусульманами царили мирные отношения. Договор, заключенный Мухаммадом с иудеям после его переселения в Медину, отводил им самостоятельную роль в жизни мединского сообщества. Пророк рассчитывал на их поддержку в политическом плане. Однако поскольку иудеи предпочитали воздерживаться от открытой поддержки Мухаммада, а потом и вовсе стали выступать с враждебных позиций, Пророк от них отвернулся. Постепенно стали раздаваться обвинения иудеев в антимусульманском, т.е. промекканском, поведении. После битвы при Бадре в 624 г., одно из иудейских племен было изгнано, а его имущество конфисковано. Другое племя было выселено после сражения в местечке Ухуд (625), закончившегося в пользу мекканцев. И в завершение последнее оставшееся из трех иудейских племен было уничтожено по приказу Мухаммада в 627 г. недалеко от Медины в ходе сражения между вооруженными отрядами Абу Суфьяна и армией мусульман.

На протяжении всей истории ислама «люди Книги» (так называли иудеев и христиан) пользовались статусом зимми («защищенных») и чаще всего сохраняли право исповедания своей веры. В некоторые эпохи евреи даже занимали высокие посты в мусульманском государстве. Однако также случалось, что на их головы обрушивались жестокие преследования (например, в Египте при Фатимидах, в Андалусии при Альмохадах). Мирной гаванью для евреев была Османская империя.
Средние века стали временем взаимного обогащения еврейской и мусульманской культур. Еврейские ученые и поэты создавали сочинения и на арабском языке. Мусульманская Испания стала свидетельницей невиданного расцвета иудео-арабской культуры, в которую свой вклад внесли и христиане. Один из крупнейших еврейских философов — Маймонид (1138-1204) — написал огромное количество трудов по медицине и философии на арабском языке. Центральной точкой пересечения двух культур стал город Толедо.