История ислама

Феномен распространения ислама характеризуется смешением религиозного и политического факторов. Очень рано, еще при жизни Мухаммада, ислам проявил тенденцию к установлению религиозного превосходства как по отношению к язычеству, так и к иудаизму и христианству (ислам утверждался в качестве истинной, единственно правильной и подлинной, монотеистической религии). Из этого чувства превосходства, которое приняло исключительно религиозные формы, возникло желание поделиться новой, открытой Богом религией, разделить ее со всеми жителями. В распространении ислама заключался и немаловажный политический фактор, а именно — появление мусульманского государства, которое желало поколебать порядок, установленный двумя контролирующими этот регион могущественными державами — христианской Византийской империей и маздаистской империей Сасанидов.

Еще при жизни Мухаммада был предпринят первый военный поход в Сирию, который не принес большого успеха. Однако вскоре после его смерти новая религия начала распространяться с молниеносной быстротой, что привело к нарушению политического и религиозного равновесия в мире.
В то время как христианству потребовалось три столетия, чтобы официально утвердиться и завоевать господствующее положение в греко-римской империи (после принятия в 313 г. Миланского эдикта), ислам сумел распространиться на обширной территории от берегов Атлантики на западе до Индии на востоке всего за пятьдесят лет.

Падение Сирии и Палестины

Вскоре после смерти Пророка, в 633 г., халиф Абу Бакр инициировал первую волну завоеваний. Практически одновременно наступление было развернуто в трех направлениях: на восток, в сторону Персии; на север, в Сирию и Палестину; на запад, в пределы Египта и в Северную Африку. Первое столкновение арабов с византийской армией произошло между Иерусалимом и Газой. Затем арабское войско повернуло в сторону Дамаска, который после семимесячной осады капитулировал в 635 г.
Завоевателей встретил теплый прием со стороны христианского населения Сирии, которое пребывало в сложных отношениях с Византией: большинство сирийских христиан принадлежало к монофизитству, признанному в качестве ереси православным Константинополем. Более того, сама Византия на протяжении долго времени видела в исламе не что иное, как разновидность арианской ереси.
Несомненно, что и для семитского населения Сирии появление завоевателей означало облегчение их положения. Христиане и иудеи могли как и прежде исповедовать свою веру, они получили особый статус зимми и признавались «людьми Книги». В силу всех этих причин — личные религиозные убеждения, а также ненависть к Византии и соображения экономического порядка — значительная часть населения Сирии, а затем Палестины и Египта перешла в ислам.

В ходе первой волны завоеваний за несколько лет в состав арабского халифата оказались включенными Месопотамия, Палестина, Сирия, Египет и Персия. В 635 г. арабское войско
форсировало Евфрат, Ктесифон и Нехаванд сдались соответственно в 638 и 642 гг., последняя дата отмечает падение Персидской империи. Что же касается провинций, принадлежавших Византийской империи, то здесь следует упомянуть следующие даты и события: падение Дамаска (636), Алеппо (637), Иерусалима (638), Вавилона Египетского (641) и Александрии (642).

В связи с успешными завоеваниями перед мусульманами встали две главные проблемы: создание системы административного управления завоеванными странами и налаживание отношений с народами. Первую задачу мусульмане разрешили сохранив в значительной степени местные органы власти, которые постепенно были приспособлены к нормам мусульманского права. Вторая задача означала необходимость выработки нового экономического порядка.

Больше, чем завоевание

Завоевание Сирии и Палестины было не просто захватом территорий и богатств. Палестина и, в особенности, Сирия принадлежали к числу древних и высокоразвитых цивилизаций, которые создали прекрасную систему административного управления и располагали соответствующими для этого кадрами. Жизненный центр ислама переместился из расположенной среди песков пустыни Мекки прямо в сердце самых древних очагов цивилизации: в Дамаск при Омейядах, в Багдад при Аббасидах и, конечно же, в Александрию и Каир. Исламская цивилизация довольно быстро и без особых трудностей прочно утвердилась в городской среде.

В 644 г. большая часть Персии оказалась в руках арабов, владения которых к этому моменту протянулись от Средиземноморья до Индийского океана.
Своей вершины арабо-мусульманская империя достигла при Омейядах (660-750), что было связано с новой волной завоеваний. Во второй половине 7 столетия столица Византийской империи — Константинополь — подверглась двум осадам. В 699-707 гг. был полностью завоеван Афганистан, мусульманские военные гарнизоны расположились в Бухаре и Самарканде, к 711 г. ислам укоренился в Индии (на территории современного Пакистана). Частично был исламизирован Магриб; опираясь на эту базу, небольшой военный отряд, состоявший из арабов и берберов, преодолел Гибралтарский пролив, и в результате к 715 г. практически вся Испания была захвачена мусульманами. Их продвижение дальше, в Галлию, было остановлено в битве при Пуатье в 732 г. В 9 в. мусульмане завладели Сицилией.

Третья волна

Начиная с 11 в. распространение ислама (третья волна завоеваний) становится делом не столько арабов, сколько недавно обращенных в эту религию турков, монголов и берберов. Берберы несли ислам жителям Северной Африки. Очень сложную трансформацию претерпели монголы, которые, потерпев неудачу в борьбе с исламом в Средней Азии, в 13 столетии сами исламизировались. В 14 в. ислам достигает берегов Малайзии и Индонезии.

Что касается Европы, то проникновение на территорию Балканского полуострова в 14-15 вв. турок-османов оказалось весьма неожиданным. И если с изгнанием мавров в начале 17 в. в Испании было полностью ликвидировано исламское присутствие, на Балканах вплоть до сегодняшнего дня проживают миллионы мусульман (в Боснии, Албании, Косово).