Сура 10. ЙУНУС

«ЙУНУС» — десятая сура Корана.
Эта сура целиком посвящена утверждению принципов единобожия и осуждению многобожия. Кроме того, она содержит доказательства посланнической миссии, воскресения мертвых и воздаяния и отвергает сомнения в этом [1].
Хронологически эта сура тесно связана с пятью следующими (11, 12, 13, 14 и 15). Все они были ниспосланы в поздний мекканский период, когда приблизилось великое событие хиджры. Но точное указание времени ниспослания не играет большой роли.
Правда, тематическая последовательность этой суры в изложении коранического учения точно отвечает ее теме. Суры 8 и 9 были посвящены главным образом вопросам, связанным с возникновением исламской общины и ее конфликтом с теми, кто хотел ее уничтожить или применял силу, стремясь не допустить ее роста и осуществления ее идеалов. См. введение к этим сурам. Следующая группа сур ведет нас к проблемам, возникающим после устранения внешней опасности, когда наши отношения с Аллахом поднимаются на более высокий уровень, чем просто стремление выжить в этом мире. Как посылается Откровение? Что значит милость Аллаха и лишение ее? Как возвещают посланники Аллаха Его Откровение? Как нам принимать его?
Все эти вопросы вращаются вокруг Откровения Корана, и вплоть до суры 13 все они в этой группе начинаются с букв «алиф», «лам», «ра».
Если взять отдельно суру 10, то мы увидим, что ее главная тема следующая: мы не должны рассматривать творение Аллаха просто как единовременный акт сотворения материальных вещей, который уже закончился. Чудесным образом Он открывает Себя человеку через посланников и писания; и посланников не принимали, и писания отвергали, пока не становилось слишком поздно для обращения; но даже неприятие не мешало действию благодати и милости от Аллаха, если за ним следовало раскаяние, как было с Йунусом и его народом; и это действие превосходит всякое человеческое разумение.

Краткое содержание

Чудесное действие Духа Аллаха на человека через Откровение кажется людям магией; но они могут обнаружить Знамения и Откровение от Аллаха в солнце и луне, в постоянно изменяющихся, но подчиняющихся законам феноменах природы, из которых человек должен сделать выводы, касающиеся его стойкости в вере (аяты 1 — 20).
Все доброе и прекрасное, что встречает человек в жизни и вокруг себя, исходит от Аллаха. Но человек, тем не менее, ведет себя, как слепец, и не хочет ничего понять (аяты 21 — 40).
Поскольку Аллах создал все вещи и существа, они возвращаются к Нему, и Он — вечно истинный. Почему же неблагодарный человек создает для себя ложных призраков вместо того, чтобы радоваться ниспосланной благой вести? (аяты 41 — 70).
Аллах открывал Себя через Нуха, но народ Нуха отверг его и был уничтожен. Он обращался через Мусу к Фирауну, но тот оставался упорным и высокомерным, а когда все понял, было уже поздно (аяты 71 — 92).
Недостаток веры постоянно губит людей. Но народ Йунуса образумился, и Аллах спас его по Своей милости. Так Аллах спасает верующих. Когда приходит Истина от Аллаха, следуй ей и будь стоек, ибо Аллах — самый справедливый судья (аяты 93 — 109) [2].

Примечания:
  1. Мухаммад Абдо «Тафсир аль-Манар» (Маяк), 1961 г.
  2. Йусуф Али «The Holy Qur’an» (Священный Коран: Текст, перевод и комментарии), 1938 г.