Сура 12. ЙУСУФ

«ЙУСУФ» — двенадцатая сура Корана.
Относительно хронологической последовательности этой суры и общего содержания сур с 10-й по 15-ю см. введение к суре 10.
Вся эта сура посвящена истории Йусуфа (скорее обобщение, чем последовательный рассказ), который был одиннадцатым из двенадцати сыновей пророка Йакуба. Она названа лучшей из историй (аят 3), причем по разным причинам:
1) она является самой подробной историей в Коране;
2) она описывает превратности человеческой жизни и поэтому обращена к мужчинам и женщинам всех слоев общества;
3) она живо отражает все стороны жизни и их духовные аспекты: преклонный возраст пророка и его особую любовь к младшему сыну, ревность старших братьев, их заговор, печаль отца, продажу Йусуфа в рабство за смехотворную цену, эгоистическую любовь в противоположность чистоте и целомудрию, ложные обвинения, пребывание в темнице, толкование снов, низкую и возвышенную жизнь, воздаяние честью за невинность, сладкую «месть» прощением и добротой, управление государством, смирение на высоком посту, верность сына своему отцу и красоту богобоязненности и правдивости.

Эта история похожа на библейскую, но не совпадает с ней. Атмосфера ее совсем иная. Библейский рассказ является народным сказанием, в котором почти нет места морали. Он призван выставить умного и предприимчивого иудея в выгодном свете перед египтянами и объясняет некоторые этнические особенности в позднейшей истории иудейства. А кораническая история — это не столько рассказ, сколько вдохновенная проповедь или аллегория, объясняющая кажущиеся противоречия в жизни, постоянство добродетели в постоянно меняющемся мире и чудесное действие воли Аллаха, который разворачивает перед нами в истории Свой замысел. Эта тема была излюбленной у мусульманских поэтов и толкователей Корана [1].
Сура открывается тремя аятами, указывающими на достоинство Корана и содержащиеся в нем истории. Затем до сотого аята рассказывается история Йусуфа. В десяти же последних аятах указывается на истинность пророческой миссии пророка Мухаммада, неподражаемость Корана, назидания и поучения, содержащиеся в истории посланников. Эта сура дополняет истории пророков в предыдущей суре. Если сура «Худ» рассказывает о нескольких пророках и их народах, то эта сообщает историю единственного посланника Аллаха, Йусуфа, выросшего на чужбине, получившего указание от Аллаха возвещать Послание, будучи в зрелом возрасте. Он проделал путь от раба до могущественного правителя в могущественной стране. Он выполнил свою задачу с честью и стал приме-‘ ром для человечества — как при исполнении своей миссии посланника Аллаха, так и в своих поступках во всех жизненных ситуациях, особенно по отношению к родителям и братьям. Поэтому важно было изложить его историю в отдельной суре [2].
В истории Йусуфа содержатся разные элементы:
— любовь отца к Йусуфу и его брату и ко всем другим братьям; — ревность и зависть между сводными братьями; — хитрость и коварство в разных формах; — физическая страсть и ее проявления;
— раскаяние в разных формах, своевременное прощение и радость при встрече после долгих лет разлуки — и все это в выразительном стиле коранических рассказов [3].

Краткое содержание

Жизнь есть как бы сон, который нужно объяснить образами и притчами, как это и делает в глубокой форме Коран. Истина, которую духом видит посланник Аллаха Йусуф, невыносима для его братьев, и поэтому они составляют заговор и продают его в рабство каким-то купцам за несколько монет (аяты 1-20).
Купцы приводят Йусуфа в Египет, где его покупает вельможа царского двора (азиз) и делает его приемным сыном. Его жена безуспешно пытается склонить Йусуфа к земным удовольствиям. Следствием его упорства становится позор и заключение в темницу, но даже и там он возглашает истину и славится своей добротой. Один из узников, сон которого Йусуф истолковал, выходит на свободу и вновь обретает милость царя как виночерпий (аяты 21-42).
Царю снится сон, и, благодаря заступничеству виночерпия, Йусуф получает возможность истолковать его.
Он настаивает на том, чтобы все, что с ним произошло, было исправлено перед всем народом. Его оправдывают, и царь делает его министром. Его братья приходят в Египет из-за голода в их стране и находят теплый прием со стороны Йусуфа, которого они не узнают. Он просит привести с собой их младшего брата Бенйамина (аяты 43-68).
Йусуф оставляет Бенйамина у себя, а потом хитростью обличает своих сводных братьев в ненависти и преступлении. Он прощает им и посылает их за отцом Йакубом и всей семьей, чтобы они пришли из Ханаана в Египет (аяты 69-93).
Исраил (Йакуб) приходит и обретает утешение. Он остается в Египте. Имя Аллаха прославлено, Его истина торжествует вовек, а Его замысел был полностью осуществлен (аяты 94-111).

Примечания:
  1. Йусуф Али «The Holy Qur’an» (Священный Коран: Текст, перевод и комментарии), 1938 г.
  2. Мухаммад Абдо «Тафсир аль-Манар» (Маяк), 1961 г.
  3. Саид Кутб «Фи зыляль аль-Кур’ан» (Под сенью Корана), 1965 г.