Казахская община в Москве

Казахи — этнические казахи в относительно большом количестве стали жить в Москве и Московской области в 30 годы 20 века, во время советской власти. Хотя, обратившись к истории, мы можем видеть, что после окончательного развала Золотой Орды огромная площадь земли, принадлежащей сейчас Казахстану, была собственностью Ногайской Орды. А ногаи имели отличные торговые, коммерческие и межгосударственные отношения с Москвой, о чем свидетельствуют названия улиц и районов в современной Москве – Конный базар, Ногайский двор, Татарская слобода. Именно ногаи вместе с некоторыми другими племенами и явились родоначальниками населения сегодняшнего Казахстана. Но в Москве иногда появлялись и подданные настоящего Казахского ханства, например царевич Ураз-Мухаммед, сын Ондан-султана, плененный во время покорения Сибири, ставший правителем Касимовского ханства в 1600 г. и сыгравший важную роль в Смутные времена.

В начале 20 века в летопись жизни мусульман Москвы прочно вписаны имена Досмухамедова Дж. и Уразаева А., окончивших Юридический факультет Московского Университета, ставшие впоследствии элитой Алаш-орды и автономного Туркестана. Большое количество узбеков и казахов в 1916 году были отправлены в Москву для работы на оборонных заводах и фабриках. В свое время они активно участвовали в перипетиях, последовавших за Февральской Революции 1917 года.

Численность

По результатам переписи 2002 года в Москве проживало 7997 казахов, в области – 2493, но по сравнению с результатами переписи 1989 (для Москвы — 8225, области – 3145), их стало меньше, что необычно для выходцев их средней Азии, живущих в Москве и РФ в целом.

Исследования на территории Казахстана выявили наличие постоянного и стабильного переселения казахов в Россию, Москву. Увеличивается прирост казахского населения Москвы и в связи с хорошей рождаемостью в их семьях. Предполагают, что небольшой отток казахов из Москвы в 1990-1991 годах был из-за развала Советского Союза и обретения независимости Казахстаном, но и это не объясняет данных переписи, так как многие уехавшие из других областей России казахи через некоторое время вернулись.

Из-за большого качественного скачка в экономическом формировании современного Казахстана, перемещение казахов в Россию (в отличие от узбеков, киргизов и таджиков) это не поиск наемной работы, а открытие своего или совместного бизнеса. Вкладывают свои сбережения в компании по купле-продаже, часто между Россией и Казахстаном, или сельхоз проекты.
Некоторая часть выехавших в Россию, имеет причину для этого в связи с недовольством с существующим политическим строем. В Москве есть некоторое количество казахских оппозиционеров.
Количество обеспеченных и имеющих дипломы ВУЗов казахов в Москве и области достаточно велико. Также неуклонно растет среди них количество верующих мусульман в Москве и Подмосковье, регулярно бывающих в мечетях, и активно включенных в повседневные дела мусульманского сообщества.

Несмотря на небольшое количество казахов в Москве, она делают много для популяризации и сбережения своей национальной самобытности. В 1990 году – произошло создание Первого Общественного Объединения Казахов — московское общество «Казак тiлi (Казахский язык)». В 1997 г. была создана Казахская региональная национально-культурная автономия Москвы (КазРНКА). Также, этими и другими казахскими сообществами, на стадионах, театральных подмостках, в парках Москвы ежегодно проводятся праздники Наурыз.

Казахстанское и Российское телевидение делало вместе несколько программ о достижениях и проблемах казахской диаспоры в Москве.

В 1996 г. Комитет Тюркологов РАМН и правительство Москвы провели научный симпозиум «Казахстан – независимость и евразийское гуманитарное единство». В серии «Библиотека КазРНКА» изданы некоторые главы альманаха «История казахов и их предков», его автор – профессор Искандер Ундасынов, живущий в Москве, пишет в нем о трудной судьбе народностей, живших на земле Евразии. В соответствии с запланированной программой мероприятий города были организованы вечера. В рамках общегородской программы проводились встречи, посвященные 500-летию Мухамеда Хайдара Дулати, 1300-летию Коркыт-Ата и 1500-летию города Туркестана.

В Поликультурном центре дополнительного образования Москвы много лет успешно функционируют и развиваются танцевальный класс и воскресный кружок для детей, изучающих казахский язык.[1]

Примечания:
  1. Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов. – Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008.