Калам

Кала́м (كَلَامٌ‎‎ араб. — речь, слово) — особый метод толкования Корана, опирающийся на символическую семантику предметов и явлений и исключающий ссылки на каких-либо исламских теоретиков.

Этимология

В Коране словом калам названа речь Аллаха. Комментаторы считают, что Коран — это речь Аллаха и откровения предыдущих пророков, например Мусы. Исторически это привело к дискуссиям о природе Бога, о том, свойственна ли Богу речь, и о том, как был сотворен Коран: в письменной форме или в форме послания Мухаммаду. В широком смысле слова термин калам можно трактовать как любое рассуждение на религиозно-философскую тему, призванное оттачивать ум ученого.

Основные вопросы

Калам возник и развивался первоначально в ходе дискуссий, развернувшихся в исламе с появлением внутри мусульманской общины соперничающих религиозно-политических группировок, а также диспутов с представителями других верований. В круг обсуждаемых проблем входили:
1. качества, необходимые для руководителя мусульманской общины (халифа, имама);
2. ответственность человека за свои действия (соотношение человеческой воли и божественного предопределения);
3. квалификация мусульманина как истинно верующего, как неверующего и как лица, совершившего тяжкий грех;
4. единство Бога и соотношение между его сущностью и атрибутами;
5. сотворенность или несотворенность Корана.
Кроме этих по преимуществу богословских вопросов, образовавших ядро калама, рассматривались также и темы натурфилософского характера (движение и покой, субстанция и акциденция, атомы и пустота и т.д.). Калам заимствовал ряд категорий и методов у фалсафа (философии), однако основные интересы калама, в отличие от фалсафа, всегда находились в сфере теологии.

История

Первой крупной школой калама были мутазилиты, чей расцвет пришелся на первую половину 9 в. — годы правления аббасидских халифов аль-Мамуна, аль-Мутасима и аль-Васика. Мутазилиты, впервые применили в рассуждениях и дискуссиях методы логико-философского доказательства, опиравшегося в толковании догм ислама на доводы разума, а не на мнение религиозных авторитетов.
Калам развивался в ходе споров о догмах ислама, в том числе о единстве Бога и о буквальном понимании Корана. Споры усугублялись появлением в исламе множества религиозно-политических течений и необходимостью дискутировать с представителями других религий. Все это привело к развитию исламской науки ‘илм ал-калам — теоретического мусульманского богословия, схоластического по своей сути.
Начиная с правления аль-Мутаваккиля (847-861 гг.), мутазилиты стали подвергаться гонениям. В этих условиях попытку легализовать калам, путем компромисса с традиционалистами, предпринял аль-Ашари, чье имя стала носить новая школа калама, а ее приверженцев стали называть ашаритами. Наряду с ашаритами существовала менее значительная школа калам — матуридитов, последователей Абу Мансура аль-Матуриди.