Карматы

Карматы, талимиты — последователи одного из двух основных течений исмаилизма.

История

Получили свое название по имени исмаилитского проповедника Хамдана ибн Ашаса, по прозвищу Кармата, под чьим предводительством в конце 9 в. началось крупное религиозно-политическое движение в Ираке. К восстанию примкнули широкие слои населения, увлеченные проповедями Кармата, его призывами к установлению социальной справедливости, которую исмаилиты, как и шииты в целом, связывали с приходом ожидаемого махди из рода Али.
Учение карматов представляло собой смесь взглядов крайних шиитов, гностицизма, идей борьбы за социальную справедливость, эзотерических учений и философских воззрений.

Карматские проповедники развернули активную деятельность также в Сирии, Бахрейне, Иране, Индии. На рубеже 9-10 вв. карматы создали независимую общину-государство Бахрейн. Тогда и произошел раскол в исмаилитском движении. Карматы выступили против исмаилитского руководства и отмежевались от Фатимидов, не признав притязаний на имамат Убейдаллаха аль-Махди. Восстание карматов в Нижнем Ираке с большим трудом было подавлено только в 906 году, но к этому времени возросло могущество бахрейнских карматов, которые захватили Оман, вторгались в Ирак и Иран, напали на караваны паломников.
В 930 году они ворвались в Мекку, ограбили Каабу и увезли в Бахрейн священную для мусульман реликвию — «черный камень». Лишь два десятилетия спустя за большой выкуп его вернули на место.
Вражда с фатимидскими исмаилитами ослабила карматов., и к концу 11 в. карматское государство прекратило свое существование.

Отдельные положения карматского учения о «внутренней» стороне религии, во многом схожие с учением ранних исмаилитов, проповедуются до сих пор. Карматы ввели строгую и тщательно разработанную систему обучения — талим (отсюда их второе название — талимиты). Пренебрежение «внешней» стороной религии (обряды, ритуальные запреты и т.д.) носило у кармат еще более открытый характер, чем у фатимидских исмаилитов.