Сура 50. КАФ

«КАФ» – пятидесятая сура Корана.
Теперь мы переходим к группе семи мекканских сур (с 50 по 56), в которых речь идет об Откровении Аллаха, данном в природе, в истории и через пророков, которые говорили о будущей жизни. Как мы видели, последние три суры (с 47 по 49) были посвящены внутренним и внешним отношениям формирующейся уммы. А в данной группе наше внимание обращают на эсхатологические аспекты, на будущее, которое предстанет перед нами, когда наша жизнь закончится.
Эта сура относится к раннему мекканскому периоду. После указания на мироздание и историческую судьбу нечестивых людей, в аяте 22 как бы снимается покров с будущего после смерти человека.

Краткое содержание

Скептики должны бы взглянуть на небо над головой, на природу вокруг и на судьбу нечестивых в истории; станут ли они сомневаться в Откровении Аллаха, когда будет снят покров? (аяты 1-20).
Изображение Дня возмездия и Дня действительности (аяты 30-45).
Эта сура особенно наглядно показывает абсолютную и непосредственную близость Аллаха к человеку, близость Его знамений, которые раскрываются при первом же взгляде на них: взгляд вверх открывает мощь, совершенство и красоту Его творения на небесах, а взгляд на постоянно обновляющуюся жизнь на земле с ее неохватным многообразием полезных и декоративных растений, чудесных высоких деревьев и финиковых пальм — этот взгляд открывает, как Он наполнил и наполняет землю живыми существами. Это близость, которую мы чувствуем. Иная близость Аллаха, которая с особой наглядностью показана и подчеркнута в этой суре, в том, что Он постоянно сопровождает человека, защищает его и отмечает все его поступки. Последнее тщательно исполняют ангелы при его жизни, а после смерти он может увидеть все, что до поры было скрыто. А когда придет великий День, исполнится все, что Аллах возвестил через Своего посланника [1].
Эта сура — первая из муфассаля, то есть седьмой части Корана, если прочитывать Коран за семь дней, как это делали соратники пророка. «Муфассаль» означает «подробное изложение» [2].

Примечания:
  1. Саид Кутб «Фи зыляль аль-Кур’ан» (Под сенью Корана), 1965 г.
  2. Ибн Касир «Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азим» (Тафсир Великого Корана)